Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Воинская повинность в России

— С изданием общего устава ο воинской повинности 1-го января 1874 г., которым отменялась прежняя система рекрутчины (см. Армия в России, Рекрутский набор), воинская повинность была распространена на всех граждан без различия состояний. В самом Уставе не содержалось сколько-нибудь важных правоограничений по отношению к евреям. Но постепенно в применении к ним Устава 1874 года стали допускать уклонения от общего порядка, нарушавшие принцип равенства, положенный в его основание. Начиная с 1876 года, предпринимается уже ряд мер к ограждению правильного исполнения евреями В. П.: а) в черте оседлости евреи обязаны приписываться по отбыванию воинской повинности к городам и волостям по месту постоянного их жительства или занятий, a не имеющие таковых — к тому городу или волости, в которых окажутся на жительстве при издании этого постановления; б) по общему правилу, не способные к службе заменяются: христиане — христианами, евреи — евреями, но если еврей, принявший до призыва христианство, не явится к призыву, то такой христианин рассматривается как еврей и потому вместо него должен явиться к отбыванию воинск. повинности также еврей; в) при назначении льгот по семейному положению призываемым из евреев присутствие по воинской повинности в случае сомнений в правильности сведений по этому предмету вправе потребовать представления призываемыми сведений, удостоверяемых полицией по месту постоянного их жительства; удостоверение, выдаваемое полицией по представлении призываемым несомненных доказательств ο своем положении, получает силу лишь в том случае, если полиция (по разъяснению Сената) может "поручиться" за правильность приведенных в нем сведений ο составе семьи, что крайне осложняет получение требуемого полицейского удостоверения; г) в изъятие из общего закона, правило, разрешающее христианам заменять призываемого ближайшим родственником, на евреев не распространяется; д) по выс. утвержд. мнению Государственного совета 9 мая 1878 г., в случае недобора в среде евр. населения, к отбыванию B. П. должны привлекаться евреи, пользующиеся льготами первого разряда по семейному положению; е) в пределах одного и того же уезда перечисление из городского в сельские, a из одного сельского в другой воспрещается; евреям разрешается в черте и вне черты оседлости перечисление в участки других уездов и губерний лишь в том случае, когда они имеют право жительства в местностях, входящих в состав вновь избранных участков и безотлучно прожили там не менее 2-х лет до дня заявления ходатайства ο перечислении; при перечислении в участки, находящиеся вне пределов постоянной оседлости евреев, перечисляющиеся утрачивают все льготы по семейному положению; ж) для евреев при определении пригодности их к военной службе установлена меньшая мерка объема груди и роста, чем для лиц прочих исповеданий. Уездным окружным и городским по воинской повинности присутствиям предоставляется подвергать евреев, получивших отсрочки в поступлении на службу по слабосилию и невозмужалости, внезапному освидетельствованию (см. соотв. табл.).

Освидетельствовано всего

1905 год *)

1906 год *)

1907 год *)

Число

%

Число

%

Число

%

698573

697313

687264

Признано неспособными к службе всего из них:

72894

77420

75626

- евреев

4914

6,7

5926

7,7

5022

6,6

- магометан

4388

6

4879

6,3

5081

6,7

Отсрочка по невозмужалости всего из них:

63172

56416

55232

- евреев

5039

7,9

4678

8,2

4617

8,4

- магометан

3942

6,2

4009

7

3512

6,4

Отсрочка до излечения болезни всего, из них:

18466

17559

18636

- евреев

2033

12

1872

11

1862

10

- магометан

1467

8

1401

8

1543

8,3

Послано на испытание всего, из них:

30019

33569

32374

- евреев

7297

24

7834

24

7517

23

- магометан

1066

3,3

1114

3,5

975

3,4

Принято большинством голосов комиссии всего:

2836

2567

2574

- из них евреев

656

25

572

20

538

20

Принято вопреки мнению врачей всего

1555

1768

1388

- из них евреев

483

32

533

31

421

33

*) — В призывных списках составляли: 1905 г. — евреи 5,1%, магометане 3,4%; 1906 г. — евреи 5,49%, магометане 3,3%; 1907 г. — евреи 5,2%, магометане 3,2%.

Следует отметить также, что за поимку уклонившегося от воинской повинности еврея выдается вознаграждение в размере, определяемом министром внутренних дел, из особо назначенного на этот предмет кредита. Однако из всех подобных специальных постановлений самым тяжким и суровым является закон ο штрафах, покоящийся на давно и решительно отвергнутом наукой архаическом принципе "групповой ответственности". В силу этого закона "семейство еврея, уклонившегося от исполнения воинской повинности, подвергается денежному взысканию в размере 300 руб." [Применение указанного закона ο штрафах дает такой простор для произвола и злоупотреблений, что практика его с самого же начала сделалась источником одного из крупнейших зол еврейской жизни. Известен длинный ряд случаев, когда налагался штраф при совершенном отсутствии вины. Не говоря уже ο многочисленных случаях призыва умерших в раннем детстве, смерть которых по небрежности не была отмечена на месте приписки, были такие, напр., случаи: призываемый явился, но один раз отсутствовал по причине болезни на перекличке — его на второй день сдали в солдаты, но все-таки с родных взыскали 300 рублей за "неявку"; или: еврей лежит совершенно больной в больнице, и полиция это удостоверяет, к тому же потом оказывается, что он совершенно не годен к военной службе — тем не менее с родных взыскивают за неявку. Многие недоразумения, приводившие к штрафу, вызывались также неточным обозначением имен: порою женское имя превращалось в мужское и штраф налагался за фактически никогда не существовавшего сына.].

Эти узаконения вызваны тем предположением, что за евреями всегда остается недобор. Между тем официальные данные, свидетельствующие, будто число уклоняющихся евреев столь велико, что государство не получает от евреев потребного числа солдат, являются ошибочными. Уклонение от В. П. заключается в том, что лицо, внесенное в призывной список, не является своевременно к призыву. Поэтому для количественной оценки недобора необходимо установить правильность призывных списков, т. е. что в списки внесены лишь те лица, которые могут и должны явиться к призыву. Но именно в этом отношении в еврейской жизни существуют такие обстоятельства, благодаря которым призывные списки евреев не могут совпадать с действительностью: 1) Метрические записи y евреев ведутся крайне небрежно; значительное число умерших, особливо в раннем возрасте, не отмечается в книгах; a если смерть еврея и отмечена в том месте, где умер, то ο ней не сообщается в место его приписки, и таким образом он продолжает оставаться в числе живых. 2) Записи в метрических книгах ведутся на русском языке, мало знакомом евр. массе, благодаря чему вкрадываются ошибки; часто одно и то же лицо носит по одним документам — одно имя, по другим — иное, созвучное, и даже два имени, и в призывные списки вследствие этого одно и то же лицо вносится более, чем один раз. 3) Из посемейных списков евреев не исключаются пропавшие без вести и эмигрировавшие, a между тем в последние годы Россию покинули многие сотни тысяч евреев, среди которых мужчины составляют две трети. — Убедившись в вышеизложенном, нельзя не прийти к заключению, что в призывные списки вносится много лиц, не только не могущих явиться к отбыванию B. П., но и весьма часто вовсе не существующих. И вот почему размер недобора, отмечаемый в официальных данных, определяется не только действительным уклонением евреев от В. П., но и внесением в призывные списки таких лиц, которые не находятся в наличном составе 21-леток. Недобор на бумаге не соответствует, следовательно, действительному недобору. Но если даже признать, что официальные цифры правильны, то все же недобор не нарушает интересов государства, ибо при всем том еврейское население сравнительно со своей численностью дает большее число солдат, чем остальное население. Евреи не входят в общую призывную массу; для них производится особая разверстка, однако последняя должна покоиться на процентном соотношении между еврейским населением и остальным. Если принять во внимание, что по данным переписи 1897 г. евреи составляли 4,13% общего населения России (что естественный, более значительный сравнительно с остальными группами населения, прирост евреев компенсируется эмиграцией их), что среднее количество 21-леток (мужчин) представляет собою величину более или менее постоянную y всех рас и национальностей одной и той же страны, то указанные переписью данные, т. е. 4,13%, должны быть положены в основание определения соотношения между еврейским и остальным населением России и в деле отбывания В. П. Однако в действительности (см. соотв. таблицу) указанное соотношение нарушается в ущерб евреям. Для иллюстрации остановимся на данных 1902 года. Из числа 1.017,267 призывавшихся было потребовано на службу 318,745, т. е. 31,333%. Согласно этой процентной норме, следовало бы взять: из числа 927,235 призывавшихся христиан — 290,530 человек, a из числа 56,362 призывавшихся евреев — 17,660 человек; между тем было потребовано: христиан — менее на 4,886 чел. (т. е. 285.644, составляющие не 31.333%, a лишь 30,805%), a евреев — более на 2,045 чел. (т. е. 19,705, составляющие не 31,333%, a 34,96% общего числа призывавшихся). При таких условиях ясно, как ошибочны официальные данные, будто евреи недодали в этом году 1,691 чел., так как в действительности следует исключить эти 1691 из излишне потребованных 2045, и тогда окажется, что евреи все же дали лишних 359 солдат. То же самое мы видим по отношению к 1903 г.: следовало потребовать 17855 (30,45%), потребовано 19911 (33,91%), т. е. более на 2506 человек; официальный недобор показан в 1970 чел., следовательно, евреи доставили больше на 536 солдат (2506 — 1970). Но если даже, оставив в стороне данные переписи 1897 г., мы рассмотрим цифры всеподданнейше докладываемых министром внутренних дел отчетов ο призывах к B. П., печатающихся в "Правительственном вестнике", то и из этих официальных материалов легко убедиться, что с евреев требуют больше новобранцев, чем с остального населения. Обращаясь к цифрам таблицы, относящимся к 1906 и 1907 гг., и предположив, что евреи составляют не 4,13%, a согласно призыву к воинской повинности (см. графу № 7), 5,52% и 5,24%, нетрудно видеть, что и при этой норме соотношения — из среды евреев призывается большее число лиц к отбыванию B. П., чем из среды остального населения. В общем числе призванных к набору в 1906 г. неевреи составляют 91,07%, евреи — 5,52%; в числе же новобранцев (графа 6) первые составляли 89,24%, последние — 5,42%. То же явление наблюдается и в 1907 г.: неевреи, составляя 91,27% общего числа призывных, дали 89,58%, евреи же при 5,24% общего числа призывных дали 6,18% общего числа новобранцев. Таким образом, исходя даже из нормы, для евреев наименее благоприятной, надо заключить, что в действительности еврейское население дает количество новобранцев большее того, которое можно с него требовать соразмерно процентному отношению еврейской "призывной" массы к христианской. — Говоря ο призыве 1907 г., следует остановиться на официальной цифре недобора в 10.789 чел. Подлежавшие призыву в этом году были занесены в призывные списки в 1903—5 гг. Статистические же данные ο еврейской эмиграции, относящиеся к этому времени, говорят, что в 1903—4 г. число эмигрировавших евреев достигало 70.000 чел., а в 1904—5 г. — 92.000 чел. Конечно, более чем вероятно, что те 10.789 еврейских юношей, которые фигурируют под рубрикой "недобора", если не все, то в громадном своем большинстве, вошли в число эмигрантов, покинувших Россию в указанные годы, но продолжавших значиться в списках населения. Нельзя также упустить из виду, что на призыве 1906 и 1907 гг. не могли не отразиться бедствия погромного 1907 года.

Эта аномалия, замечаемая в процентном отношении евреев-солдат к прочим, вызывается преимущественно способом разверстки по вероисповеданию. Правило, по которому пользующиеся льготой первого разряда не участвуют в жеребьевке, на евреев не распространяется. В течение долгих лет после жеребьеметания занесение в жеребьевый список номеров жребиев, имен и фамилий жеребьевынимателей и после подведения черты под номером, соответствующим числу требуемого с данного участка по губернской разверстке контингента новобранцев, — подсчитывалось сколько оказалось жребиев, вынутых евреями, и этим числом определялось число евреев, которых должен дать участок. Если, напр., требовалось вообще 100 новобранцев и среди 100 жребием очутилось 20 евреев, то столько с евреев и бралось новобранцев, т. е. 20% (евреи, признанные негодными к военной службе, заменяются евреями же, вынувшими ближайшие за ними номера жребиев). Число призываемых евреев было при этом совершенно безразлично: оно могло составлять, напр., в упомянутом случае только 15% общего контингента призываемых. По разверстке по вероисповеданию с евреев почти неминуемо бралось более солдат, чем следовало бы согласно соотношению между числом призывавшихся евреев и христиан, потому что, как выше указано, в жеребьевке евреи-первольготные участвовали, а христиане-первольготные, процент которых доходит до 40, не принимали участия и, таким образом, шансы получить первые номера для евреев увеличивались. С 1899 г. порядок распределения контингента новобранцев между евреями и неевреями изменен в том смысле, что их соотношение определяется пропорционально числу евреев и неевреев в призывных списках. Но так как льготные из счета исключаются, а льготных первого разряда неевреев вдвое больше, чем евреев (вследствие затруднительности доказательств, многосемейности и т. д.), то и при этом порядке на евреев падает больший % требуемых новобранцев. Таким образом, если официальные данные ο недоборе и ошибочны, то все же они приводят к самым тяжким последствиям, потому что вследствие этого мнимого недобора евреи вынуждены отдавать в армию пользующихся льготою первого разряда, т. е. единственных кормильцев семьи и, кроме того, уплачивать 300-рублевый штраф. — В последнее время вопрос об отбывании евреями В. П. послужил предметом специальных дебатов в Государственной Думе в связи с поднятой правыми членами Комиссии государственной обороны агитацией с целью устранения евреев из армии и с зародившимся в "октябристских" кругах законопроектом ο замене для евреев отбывания В. П. уплатой особого налога (см. Государственная Дума). — Ср.: Г. Б. Слиозберг, "Правовое и экономическ. положение евр. в России" (СПб., 1907); Γ. Μ. Рабинович, "Статистические этюды" (1886); М. Л. Усов, "Предание и факты" (СПб., 1908); М. И. Мыш, "Руководство к русским законам ο евреях" (СПб., 1904); Юл. Гессен, "О жизни евреев в России", 1906 (также граф И. Толстой и Юл. Гессен, "Факты и мысли", 1907); Сборник действующих законов ο евреях, составленный под руководством Г. Б. Слиозберга (СПб., 1909); Горяинов, "Устав ο воинской повинности".

М. Б.

Раздел8.




   





Rambler's Top100