Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Волосы

(רעש).— В Библии. Цвет В. y древних евреев был преимущественно черный. Суламифь в Песни Песней (5, 11), описывая красоту своего возлюбленного, упоминает между прочим ο его вьющихся кудрях "черных, как ворон". Встречающееся в той же Песни Песней выражение "пурпурные пряди волос" (7, 6) является, по мнению большинства ученых (Delitzsch, Kitto, Sayce и др.), лишь произвольно-поэтическими образом. Точно так же и выражение ינמדא "красный", которым характеризуется царь Давид (I кн. Сам., 16, 12), по мнению Чейна (Encycl. Biblica, II, 1939), означает не "красноволосый", a "краснощекий". — Обыкновенно евреи носили в древности свои темные волосы ниспадающими до плеч кудрями (Песн. Песн., 5, 2, 11). Такими они изображены на некоторых сохранившихся ассирийских барельефах. Законы приличия, по-видимому, требовали, чтобы кудри часто подравнивались или подстригались; скорее тщеславие, чем общепринятый обычай, заставляло Авессалома круглый год не стричь волос (Ср. II Сам., 14, 26). Исключение из общего правила составляли только назореи, םיריזנ, волосы которых в знак посвящения их Богу должны были оставаться нетронутыми (Числ., 6, 5). Священникам предписывалось не отпускать слишком длинных B., a от времени до времени подстригать их; брить В. им так запрещалось (Иезек., 44, 20). Стричь и даже брить В. головы и всего тела Библия разрешала только в виде акта очищения (Лев., 14,8; Числ., 8, 7). Нет сомнения, что еврейская женщина носила длинные В., за которыми тщательно ухаживала. Возможно даже, что в отличие от мужчин она их никогда не подстригала. Что длинные В. служили украшением женщины, можно косвенным образом усмотреть из Иезек., 16, 7. Пророк Иеремия, предвещая Иудее гибель, велит ей остричь свои волосы, ךרזנ יזג, которые украшают ее подобно венцу, רזנ (Иерем., 7, 29). В. возлюбленной сравниваются со стадом овец, спускающихся с горы Гилеадской (Песн. Песн., 4, 1; 6, 5). Юдифь, прежде чем вступить в палатку Олоферна, особенно красиво и тщательно заплетает свои волосы (Юдифь, X, 2 — διέταξε τας κρίνας). — Скорбь y древних евреев, как и вообще на Востоке, выражалась вырыванием волос головы и бороды (Эзра, 9, 3). Несколько реже встречается y древних евреев обычай отращивать волосы в знак печали (II кн. Сам., 19, 25), потому что всякий отказ от обычного ухода за своей наружностью одинаково иллюстрирует подавленное состояние человека. Древнееврейский закон, собственно, строго запрещал совершать какое бы то ни было насилие над своим телом в знак траура (Лев., 21, 5), т. е. ни резать его, ни вырывать волос и т. д., но, по-видимому, это запрещение соблюдалось не всегда (Иерем., 16, 6). Мужчины и женщины охотно умащивали свои В. различными благовонными маслами и снадобьями (Пс., 23, 5; Матф., VI, 17; Юдифь, X, 6). Женщины умели искусно заплетать свои В. в косы и украшать их различными предметами (ср. II кн. Цар., 9, 30; Юдифь, ХV, 12; I Петр., III, 3; I Тим., II, 9). Так, напр., В. посыпались золотой пылью, которая, по рассказу Флавия ("Древн.", VIII, 7, 53), применялась еще во времена царя Соломона, чтобы сделать В. более блестящими. Возможно, что на этот именно обычай намекают слова Песни Песней (5, 11) где говорится ο золотистой голове рядом с черными, как ворон, кудрями. — Еврейский язык различает переднюю и заднюю лысины и применяет к ним различные названия — חרק и חנג (Лев., 13 40 и сл.), хотя, по всем данным, лысины y древних евреев встречались очень редко. Вот почему оголенность головы противоставляется представлению ο красоте (ср. Исаия, 3, 24) и вызывала насмешки юношей (II Цар., 2, 23). В Моисеевом законодательстве лысым не запрещают священнослужение; запрет этот является позднейшим установлением. — В Библии В. часто употребляются метафорически, служа предметом картинных сравнений и уподоблений. Выражение "волосы стали дыбом" для изображения чувства страха дли ужаса имеется уже в Библии (Иов, 4, 15; ср. Бен-Сира, XXVII, 15). Псалмопевец сравнивает свои многочисленные страдания с количеством В. на голове (Пс., 40, 13; 69, 5). Выражение "не упадет ни один В. с головы" означает полную неприкосновенность личности (I Сам., 14 45; ср. Дан., 3, 27; Лук., XXI, 18; Деян. Апостол., ΧΧVII, 34). Почтенная седина называется "венцом славы" — תראפת תרטע и "украшением старцев" םינקז רדה (Притчи, 16, 31; 20, 29). — Ср. Nowack, Lehrb. hebr. Arch., Ι, 134; Riehm, HBA, I, 561—563.

Раздел1.

Волосы в агадической литературе. — Силе очарования женских волос придавалось такое значение, что замужней женщине во избежание соблазна предписывалось прятать их. В связи с этим предписанием мы находим в Талмуде следующий рассказ: одну счастливую мать по имени Кимхит, семеро сыновей которой последовательно занимали один за другим высокий пост первосвященника, спросили, за какую заслугу небо наградило ее такими сыновьями. И ее ответ гласил, что "никогда стены ее дома не видели ее волос" (Иома, 47а). В эпоху Талмуда женщины заплетали свои волосы в косы. И поэтому подозреваемой в неверности женщине священник расплетал волосы (Чис. 4), чтобы уменьшить ее очарование в глазах ее возлюбленного. На мужчину, завивавшего свои волосы, смотрели как на пустого, тщеславного человека. Иосиф на 17-м году жизни был еще так наивен, что завивал волосы, почему и называется в Библии мальчиком, רענ (Beresch. rab., 84). Когда на Самсона снисходил святой дух, кудри его издавали звон колокольчиков и звон этот слышен был от Цоры до Естаола (Иер. Сота, 17б.) Мидраш находит указание в самом имени пророка "Иоиль бен-Петуел", что последний завивал волосы, как это делают девицы (Midrasch. Teh., 80, 1). Авессалом был повешен за волосы в наказание за то, что слишком гордился ими (Сота, 9б). — Бог, указывая Иову на все чудеса творения, упоминает также ο мудром строении человеческого волоса: каждый волос имеет отдельный сосочек, ибо человеческий возраст сократился бы вдвое, если бы 2 волоса получали питание из одного сосочка (Баб. Батра, 16а). Талмуд запрещал евреям подрезать волосы спереди, так как подобная прическа была распространена среди язычников, и рекомендовал им отращивать спереди волосы y висков в виде локонов. Жизнь, правда, заставляла иногда отступать от этого обычая, и Птоломей бен-Реубен носил волосы, как его современники-язычники, потому что ему приходилось бывать во дворце, ימוק רפם (Баб. Кам., 83а). У Давида, по преданию, было 400 детей, и они все таким же образом носили спереди свои волосы, в то время как сзади волосы ниспадали на плечи вьющимися локонами (תירולנ). Такая прическа возбуждала неудовольствие строгих блюстителей закона. Царь стриг свои волосы каждый день, первосвященник — каждую неделю, a священники вообще (םינהכ) — каждый месяц (Санг., 22б). По טפשמ ןשח, ךורע ןחלש 420, 41, налагается штраф в 100 селанди на того, кто вырвет волос своего противника.

В. как предмет суеверия. — У детей не должно стричь волос до тех пор, пока им не минет 3-х лет. В Палестине этот акт совершается обыкновенно на гробнице какого-нибудь святого, напр. y памятника рабби Симона бен-Иохаи (Reicher, םילשורי ירעש, стр. 24). Среди индийских "Бене-Израиль" очень желанное дитя, явившееся на свет после данного обета, не стригут до 6—7 лет. В этом случае принято монеты, весом равные весу волос, жертвовать на благотворительные цели. Снятые волосы следует сейчас же сжигать или прятать в укромное место, где их в случае надобности можно было бы найти; в противном случае они будто бы являются причиной головной боли. Рыжие волосы считаются признаком пылкого темперамента и коварства. Возможно, что по этой причине живопись ранней христианской эпохи изображала Иуду Искариота рыжеволосым. Волосатое тело считается признаком счастья. Альбиносы не достигают зрелого возраста. В талмудическую эпоху y покойников волосы снимались перед самым погребением. Этот обычай теперь уже больше не соблюдается.

Раздел3.

Цвет волос y евреев давно привлекал внимание антропологов. Большинство евреев обладает темным цветом волос, но все-таки существует значительный процент белокурых и рыжеволосых, что видно из следующей таблицы:

Данные этой таблицы показывают, что количество темноволосых детей y евреев очень значительно — 66% в Германии и 76,6% в Венгрии. Менее всего светловолосых в Венгрии — 23,7%, более всего в Северной Германии 32,0%. С наступлением более зрелого возраста волосы y еврейских детей получают более темную окраску. Поэтому весьма важны наблюдения над подростками. В нижеследующей таблице собраны результаты наблюдений над евреями обоего пола в различных частях света:

Исследования производили 1) Аттои, 2) Пантухов, 3) Majer, 4) Kopernicki, 5) Элькинд, 6) Блехман, Талко-Гринцевич, Вейсенберг и Яковенко, 7) Фишберг, 8) Gluck, 9) Jacobs, 10) Lombroso, 11) Livi и Beddoc. И в приведенной таблице преобладают темные волосы. Процент светлых волос подвергается только малым колебаниям, он больше там, где нееврейское население вообще обладает белокурыми волосами; так, напр., в Прибалтийском крае Блехман насчитал 32% белокурых, a Jacobs — в Англии 25,5%. С другой стороны, на Кавказе, где население отличается вообще темным цветом волос, евреи показывают 96% черноволосых. Довольно значителен также процент рыжеволосых y евреев: по некоторым наблюдениям, он достигает 4,0%. Это значительное количество светлых волос y евреев давно обратило на себя внимание наблюдателей. По-видимому, оно не является чем-то новым в современном еврействе, a было небезызвестно и древним евреям ("Исав был весь красный как кожа, косматый", Быт., ХХV, 25). В волосах приходится, кроме цвета, еще различать, гладки ли они, волнисты ли, или курчавы. В этом отношении исследователи дали различные данные для русских евреев; напр. по Вейсенбергу: гладк. 84%, волнист. 14%, курчав. 2%; по Яковенко: гладк. 64,9%, волнист. 25,70%, курч. 9,4%. Относительно цвета бороды Вейсенберг и Яковенко дают почти одинаковые цифры в процентах: темные 73, светлые 15, рыжие 12. Сравнивая последние цифры с таковыми на табл. № 2, мы видим, что темнобородых относительно больше, чем темноволосых. Процент рыжебородых также значительно возрастает. Не оставлено без внимания также влияние пола на окраску волос. Джекобс в Англии нашел, что еврейки имеют более темные волосы, чем евреи. Подобные же наблюдения были сделаны и Вейсманом на юге России, Талко-Гриневичем в Малороссии, Яковенко по Литве, Майером и Коперником в Галиции. С другой стороны, Элькиндом в Польше и Фишбергом в Америке найдены противоположные данные: по их наблюдениям, мужчины имеют более темные волосы, чем женщины.

Существование среди евреев белокурого типа служило предметом спора антропологов (Джэкобс, Бей Прунс, Притчард). Одни объясняли это влиянием климата и окружающей среды, другие — смешением рас, особенно примесью арийской крови к современному еврейству (Брока, Вирхов, Шиммер, Раппли и др.). Элькинд обращает внимание на то, что цвет волос не зависит от особенностей черепа. Исследования Вирхова показывают, что восточные провинции Германии, где y населения преобладает тип более темный, процент белокурого типа y евреев не уменьшается; в Пруссии, наоборот, где предоминирует белокурый цвет волос, евреи дают высокий процент брюнетов, a в Силезии еврейское население богато белокурыми, хотя y нееврейского населения преобладает смуглый цвет кожи. То же самое было замечено Шиммером в Австрии. Андрее указывает (Zur Volkskunde der Juden, 34—40) на тот факт, что рыжие и светлые волосы встречаются и y евреев Сев. Америки, Сирии, Аравии, Персии и др., и заключает из этого, что смешанные браки мало способствовали развитию белокурого типа среди евреев Восточной Европы. Он придерживается мнения, что и среди древних евреев попадались светло- и рыжеволосые и что современный белокурый еврейский тип является их прямым потомком. На этой точке зрения стоит и Люшан. Джэкобс приписывает светлую окраску недостаточному питанию и указывает, что это явление замечается не только y европейских евреев, но также среди евреев Алжира, Туниса, Боснии, Смирны и Бухары, где естественно недопустима примесь арийской крови. Цвет волос подвергается изменению при наступлении 35-40-летнего возраста. Седина y евреев довольно нормальна (Вейсенберг), хотя, по наблюдениям Фишберга и Яковенко, евреи редко начинают седеть ранее 45-летнего возраста. Лысина считается преждевременной, если является до 45-и лет, когда другие признаки старости еще не заметны. Причиной преждевременной лысины считают — усиленный умственный труд, продолжительные огорчения и заботы. Вейсберг нашел y евреев в возрасте 20—50 л. 16% более или менее плешивых. Другие указывают, что естественная лысина (т. е. не вызванная паршами) наблюдается y евреев не чаще, чем y других. Джэкобс полагает, что только в виде исключения, a именно по причине паршей, встречают y евреев лысину до 45-летнего возраста. Фишберг насчитал среди 1.188 евреев в возрасте свыше 20 л. 83 случая плешивых. Из них 15 были вызваны паршами. — Ср.: Jacobs, On the racial characteristic of modern Jews, в Journal of the Anthropological Institute, XV, 23—62; Virchow, Gesamtbericht über die Farbe der Haut, der Haare und der Augen der Schulkinder in Deutschland, в Archiv für Anthoropologie, XVI, 275—475; Chimmer, Erhebungen über die Farbe der Augen, der Haut, der Haare bei den Schulkindern Oesterreichs, в Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft, Wien, Supplement, 1884; Fishberg, Physical Anthropologie of the Jews, в American Anthropologist, 1903; Элькинд, "Евреи", "Труды Антропологического отдела", XXI, Москва, 1903; Majer i Kopernicki, Characterystyka fizyczna ludnośći galicyjskiej, в Zbiór Wiadom. do Anthrop. kraja, Kraków, IX, 1877—85; J. Beddoc, On the physical characters of the Jews, в Transactions of the Ethnological Society of London, 1861, I, 222—237; Пантухов, "Антрополог. заметки o Кавказе", Тифлис, 1893.

Раздел6.




   





Rambler's Top100