Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Вормс, Рене

— выдающийся социолог, сын Эмиля В. (см.), род. в Ренне в 1867 году, образование закончил в Высшей парижской нормальной школе. В. — доктор прав, доктор литературы, доктор политических и экономических наук, лекции начал читать с 1895 г. в Париже, потом в Канне, ныне (1909) в Высшей нормальной школе и Коммерческом институте в Париже. Как практик-юрист, В. начал свою карьеру адвокатом апелляционного суда в Париже, а с 1894 г. аудитором государственного совета и секретарем внепарламентской комиссии ο состоянии французского флота. По его инициативе организовались интернациональный социологический институт и Общество социологии в Париже; он — редактор Revue internationale de sociologie, лучшего из существующих социологических журналов. Из его многочисленных трудов по вопросам социологии, политической экономии и философии вышел в 1897 году на русском языке "Организм и общество". Являясь представителем теории, уподобляющей общество организму, В. идет в этом направлении значительно дальше, чем Спенсер и Шефле, и часто придает слишком большое значение аналогии между обществом и организмом. Из других произведений Вормса интересна блестяще написанная книга ο Спинозе (она удостоена премии Парижской академии моральных и политических наук в 1892 г.). В ней автор указывает на тесную связь между метафизическим и моралистическим монизмом Спинозы и иудаизмом, всю метафизику которого, по словам В., можно выразить фразой "Существует Бог, Он един, Он велик", a всю мораль словами "Повинуйся Богу". Сравнивая моральную философию еврея Спинозы с моральной философией христианина Паскаля, В. отдает решительное предпочтение первой. Паскаль думает ο смерти, Спиноза полагает, что мудрец должен размышлять не ο смерти, a o жизни; взоры Паскаля устремлены на прошедшее, взорам Спинозы открывается будущее. Признавая крупные заслуги немецкой философии 18 и 19 вв., В. полагает, что ни одной из немецких систем не удалось так тесно связать учение ο любви к бесконечному Существу с учением ο любви человека к самому себе и к ближним, как это удалось великому еврейскому философу 17 века. Интересно также указание В. на близость философии Г. Спенсера к тому, что можно назвать спинозизмом. В. два раза выступал в защиту евреев, когда зашла речь об отмене декрета Кремье, даровавшего политические права алжирским евреям. — Ср.: Jew. Enc.; "Qui êtes-vous?", 1909.

Л. Шор.

Раздел6.




   





Rambler's Top100