Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Временные правила 3 мая 1882 года

— Под этим названием известно Высочайше утвержденное 3 мая 1882 г. положение Комитета министров "О порядке приведения в действие правил о евреях", которое должно было в известной степени осуществить давнее желание правительства освободить села и деревни от евреев (см. Аренда в России, Александр I). В. П. поразили преимущественно беднейшую часть еврейского населения сейчас же вслед за погромами 1881 года (историю возникновения В. П. — см. Александр III). "Временными правилами" установлены ограничения в отношении жительства, права приобретения и аренды недвижимых имуществ, права управления имениями в сельских местностях черты оседлости и права торговли. Правила эти изложены в следующей редакции: "Высочайше повелено: 1) в виде временной меры и до общего пересмотра, в установленном порядке, законов ο евреях, воспретить евреям вновь селиться вне городов и местечек, с допущением в сем отношении исключения только относительно существующих ныне еврейских колоний, занимающихся земледелием; 2) приостановить временно совершение купчих крепостей и закладных на имя евреев, a равно и засвидетельствование на имя евреев арендных договоров на недвижимые имущества, находящиеся вне черты городов и местечек, и доверенностей на управление и распоряжение сими имуществами; 3) воспретить евреям производить торговлю в воскресные дни и двунадесятые христианские праздники, с тем, притом, чтобы относительно самого закрытия в указанные дни торговых помещений, принадлежащих евреям, соблюдался тот же порядок, какой установлен в отношении закрытия вообще торговых помещений y христиан, и 4) изложенные в пп. 1—3 меры применять лишь в губерниях постоянной оседлости евреев" (III П. С. З., № 834). — При применении В. П. прежде всего возник вопрос ο том, распространяются ли они на всех вообще евреев или же категории, пользующиеся правом повсеместного жительства в империи, изъяты из действия этого закона. По отношению к отставным нижним чинам, купцам первой гильдии и ремесленникам вопрос был разрешен отрицательно. Лишь в отношении лиц, приобретших право повсеместного жительства по образовательному цензу, — врачей, адвокатов, инженеров и т. д., Сенат не решился отвергнуть за ними право поселения в селах и деревнях, признав, что законодатель не мог иметь в виду этих лиц в числе вызывающих недовольство местного населения своей экономической деятельностью. Впоследствии, однако, вопрос подвергся ввиду протестов министерства внутр. дел новому обсуждению и после многолетних споров разрешился в 1903 г. высочайше утвержденным мнением Госуд. совета, коим разъяснено, что даже евреи с высшим образованием не вправе вновь селиться вне городов и местечек черты оседлости. Однако уже 11 августа 1904 года издан был закон, коим допущены были к свободному поселению в сельских местностях не только евреи с высшим образованием, но и другие категории (см. ниже).

Второй вопрос ο пределах территории, на которую распространяется действие временных правил, разрешен был Сенатом в том смысле, что она ограничена лишь губерниями, перечисленными в ст. 11 Уст. пасп., изд. 1890 г. (ст. 1 прил. к ст. 68 Уст. пасп., изд. 1903 г.), т. е. 15 губерниями, составляющими черту евр. оседлости. В указанных губерниях изъятыми от действия В. П. остались существовавшие до 3 мая 1882 года еврейские земледельческие колонии и все городские поселения, т. е. города, посады и местечки в пределах той земли, которая отведена или принадлежит такому поселению, хотя бы то была земля пахотная или выгонная или даже крестьянская, если только она находится в одной окружной меже с городом и не составляет частной собственности, подчиненной уездной администрации. При наличности плана пределы поселения указуются чертою городских владений. Вопрос ο том, где проходит черта, отделяющая город или местечко от запретной территории уезда, часто имел трагическое значение для многих еврейских семейств; так, из сенатской практики известен случай, когда одна половина дома, построенного на границе местечка, признана была расположенной в пределах местечка, a другая — вне его пределов, а следовательно, подчиненной действию В. П. Немало споров вызывали и вопросы ο том, входит ли данный дом, где живет еврей, в черту местечка, если последнее не имеет утвержденного правительством плана, если дом этот расположен на некотором расстоянии от местечковых строений или среди крестьянских домов и т. д. Для отличия местечка от села Сенат установил следующие признаки: 1) наименование поселения местечком в официальных актах, согласно постановлению законодательной власти или в надлежащих распоряжениях помещика и местной администрации; 2) обложение недвижимых имуществ в этих поселениях налогом в пользу казны по закону 31 мая 1872 г.; 3) наличность городского или местечкового общественного управления. Каждый из этих признаков служит достаточным доказательством принадлежности поселения к числу изъятых из действия В. П. Наличность сельского управления в местечке подчиняет его действию В. П.

B. П. подвергались на практике самым различным толкованиям в зависимости от того или иного отношения местной и высшей администрации к евреям.

Ограничения в праве жительства и передвижения. — Первоначально В. П. поняты были в некоторых местах в том смысле, что жившие в селах до издания закона могут переходить из одного села в другое, но 29 декабря 1887 г. состоялось высоч. повеление, коим разъяснено, что такой переход безусловно воспрещен, но евреи, уже переселившиеся по день обнародования этого разъяснения из одной сельской местности в другую, могут оставаться на постоянном жительстве в тех селениях, в которых застало их это разъяснение (III П. С. З., № 4924). Вследствие этого с 1887 г. каждый еврей, живший в селе и желавший сохранить там право жительства, оказался прикрепленным к этому месту: переезд в город, местечко или другое село лишал его навсегда права вернуться в какую бы то ни было местность, лежащую вне черты городских поселений. Для наблюдения за исполнением этих правил полиция составила (очень небрежно) списки всех евреев, живших в селах и деревнях. Первоначально нарушение правил 3 мая 1882 г. и 29 декабря 1887 г. преследовалось судом, но 17 февраля 1892 г. состоялось выс. утвержд. мнение Госуд. совета (III П. С. З., № 8346), предоставившее полиции право выселять евреев, незаконно поселившихся. Таким образом, все жившие в селах евреи отданы были в бесконтрольное распоряжение местной полиции, и это породило тяжкие последствия, открыв широкий простор для злоупотреблений. Усердие в деле выдворения евреев вменялось в особую заслугу низшим чинам полиции. Отлучка признавалась за выбытие, лишавшее еврея права возвращения в село. Между тем торговые, деловые, семейные и личные дела, a также отбывание воинской повинности заставляли евреев отлучаться из сел, к которым они были приписаны. Местные власти, пользуясь этим, лишали одну семью за другой права жительства. В Первый департамент Сената беспрерывно поступали жалобы выселяемых. Хотя многие из этих жалоб были впоследствии удовлетворены, но местная администрация очень мало считалась с разъяснениями Сената; к тому же указы Сената об отмене обжалованных постановлений получались спустя 2—3 года, a часто и позже, a тем временем еврей уже вынужден был выселиться. Правда, Сенат во многих случаях по поступлении жалобы приостанавливал выселение до разрешения дела по существу, но и эти указания нередко получались уже после того, как выселение состоялось, и губернские правления отказывались исполнять их, пока Сенат не стал предписывать ο предоставлении жалобщикам временного, до решения дела, пребывания в прежнем месте жительства. Многие из вопросов, возникавших по поводу применения В. П., доходили до общего собрания Сената и до Государст. совета, причем решения получались спустя 10 и более лет после принесения жалобы. В отношении права на отлучки из села Сенат разъяснил, что кратковременные отлучки не лишают еврея права жительства в этой местности и что возвращение еврея после отлучек, хотя бы и периодических, из постоянного места жительства не может считаться новым поселением. Признаками временной отлучки независимо от ее продолжительности Сенат признает сохранение в селе квартиры или семьи (мужа, жены, детей, родителей) или домообзаводства. Вне этих условий временной отлучкой признается лишь вынужденное оставление сельской местности, хотя бы оно продолжалось значительное время, как, напр., для отбытия воинской повинности, для обучения ремеслу, на заработки, по случаю эпидемии, пожара, болезни отлучившегося или членов его семьи, вследствие отмененного впоследствии, по жалобе выселенного, распоряжения административной власти или судебного приговора. Если, однако, еврей не обжаловал своевременно распоряжения ο выселении, то возвратиться туда обратно он не был вправе. Территорию сельской местности, в пределах которой еврей может менять место своего пребывания, Сенат определил пределами власти сельского старосты или границами помещичьего имения. От этого положения Сенат, однако, нередко отступал, придавая значение близости или дальности того селения, из которого еврей выбыл, от того, в котором он поселился, причем расстояние, однажды признанное близким, в других случаях признавалось дальним. По разъяснениям Сената, разъезды по сельским местностям, временные остановки и даже временное в них пребывание лиц, не имеющих права на постоянное пребывание, законом 3 мая 1882 г. не воспрещаются. Признаком временного пребывания, отличающим его от поселения и постоянного жительства, считается срочность его в пределах осуществления одной определенной надобности (для летнего пребывания на даче, для наблюдения за рубкой леса, купленного на сруб и др.); было, напр., признано дозволенным даже ежедневное пребывание еврея в селе, где y него была лавка, для торговли в ней, если он на ночь уходил оттуда в другое село, где имел право постоянного жительства; получался курьез: деятельность еврея была безвредною, если он торговал в одном селе, a спал в другом, но если он оставался на ночлег в своей лавке, то он становился вредным для населения. Что же касается права евреев, временно пребывающих в сельских местностях, иметь при себе свои семейства, то в этом отношении практика Сената колеблется: в последнее время отсутствие семьи признается необходимым признаком временного пребывания. — Ограничение в праве аренды имений и управления ими. — Применение 2-го пункта В. П. вызвало такое же множество затруднений и толкований, как и применение 1-го пункта. Местная администрация поняла этот закон в смысле воспрещения всех видов пользования недвижимыми имуществами и даже найма квартир в селах для жилья. Сенат, однако, разъяснил, что воспрещена аренда одних лишь земель и земельных угодий, аренда же всех прочих недвижимых имуществ, как то: винокуренных заводов, оброчных статей, зданий для торговли и промыслов и квартир для жилья, не воспрещается. Изъятие по отношению к аренде земли Сенат допустил лишь для устройства мест еврейского богослужения. Аренда недвижимости или оброчных статей евреем, не пользующимся правом жительства в сельской местности, дает ему право приезжать туда только на короткое время для осуществления арендного договора. Сенат признал дозволенным засвидетельствование лесорубочных договоров с евреями, хотя бы для вырубки леса назначался продолжительный срок и хотя бы покупщику леса предоставлено было пользование подлесной землей и другими выгодами лесного участка, если только в этих договорах не содержится условий, дающих им свойство скрытой аренды. Губернские правления неоднократно пытались в административном порядке противодействовать нарушению будто бы евреями 2-го пункта В. П., выселяя евреев из неправильно, по мнению правления, арендованных ими земельных участков, воспрещая им приезд в местности, где находятся арендованные ими оброчные статьи, запрещая постройку заводов и иных хозяйственных заведений на арендованной земле и закрывая их в том случае, если они были уже устроены. В 1904 г. вопреки предшествующей практике Сената было признано право губернского начальства, считающего заключенный евреем договор об аренде участка земли противным закону 3 мая 1882 г., воспретить ему до решения этого вопроса судом устройство заводского или фабричного заведения. Иск об уничтожении незаконной аренды может быть предъявлен не только при наличности письменного договора, но и при отсутствии его, если имеется достаточно фактических сведений ο существовании незаконного владения или пользования евреями земельным имуществом. Суды признавали недействительными также договоры найма евреями домов в селе y своих же единоверцев. Некоторые губернск. правления пытались привлекать евреев за нарушение закона 3 мая 1882 г. к уголовной ответственности, но Сенат признал эти нарушения не подлежащими уголовному преследованию. В. П. вызвали не только в губернской администрации, но также и в некоторых органах городских обществ. управлений стремление устранить евреев и от пользования городскою землею: пахотной, сенокосной и выгонной, но Сенат признал соответствующие распоряжения неправильными. — Ограничения в праве приобретения недвижимых имуществ. — Губернские правления, старшие нотариусы и многие суды истолковали закон 1882 г. в смысле воспрещения евреям приобретать недвижимые имущества вне городов и местечек какими бы то ни было способами. Сенат, однако, ограничил применение В. П. случаями покупки и залога имений, признав дозволенными приобретение недвижимых имуществ в порядке наследования по закону и по духовным завещаниям, a также приобретение по дарственным записям и по давности владения, если она истекла до издания закона 1882 г. B. П. не распространяются на случаи приобретения евреями-чиншевиками в собственность тех земельных участков, которые находятся y них на праве вечночиншевого владения. Местные власти не разрешали сельским евреям приобретать землю даже для устройства кладбищ, вследствие чего приходилось везти покойников в ближайший город. Опасность такого порядка в санитарном отношении для всего населения побудила Сенат допустить изъятие из В. П. для покупки земель под кладбища. Что касается других случаев покупки земли, то Сенат держится очень строго буквы B. П.: так, еврей не вправе приобрести с публичных торгов заложенное y него имение, хотя бы закладная и была совершена ранее 3 мая 1882 года, не вправе приобрести смежный участок земли для уничтожения чресполосности в собственном имении и т. д. Действие В. П. распространено даже на евреев, наделенных участками в казенных имениях и причисленных к местным сельским обществам: они не вправе увеличивать свои участки ни покупкою y других домохозяев, ни по отводу сельского общества из наделенных ему земель. Что касается порядка уничтожения незаконно совершенных актов ο покупке и залоге имений, то здесь применяются правила, указанные выше при изложении ограничений в аренде недвижимых имуществ. Иски администрации об уничтожении незаконно совершенных купчих крепостей погашаются 10-летней давностью. — Ограничения в торговле. — Пункт 3-й заставил некоторых еврейских торговцев отказаться от соблюдения субботы и открывать свои лавки в эти дни. Одно из губернских правлений усмотрело в этом нарушение смысла В. П. и воспретило евреям производить торговлю в субботние дни. Сенат отменил это распоряжение. — Ср. Лозина-Лозинский, "Систематический сборник разъяснений Правит. сената по делам ο жительстве евреев", 1902; Мыш, "Руководство к русским законам ο евреях", изд. 2-е. 1898 г.; Канторович, "Законы ο состояниях", 1901 г.; И. Гессен и В. Фридштейн, "Сборник законов ο евреях", 1904; Фриде, "Законы ο праве жительства евреев", 1909; Гольденов, "Правила ο постоянном и временном пребывании евреев", 1904; Ю. Гессен, "Граф Игнатьев и Временные Правила", "Право", 1908, №№ 30 и 31 (подробная история возникновения закона).

Гр. Вольтке.

Изъятия из действия "Временных правил". — Уже вскоре после издания В. П. последние подверглись критике в Высшей комиссии по пересмотру законов ο евреях (1883—1888), для которой один из членов комиссии, кн. Голицын, изготовил записку по затронутому вопросу. Председатель комиссии гр. Пален и большинство членов признали, что правила 1882 года находятся в противоречии как с основными началами действующего законодательства, так и с политикой правительства, которой оно придерживается начиная с 1786 г. Особенно важно было отрицательное отношение большинства комиссии к запрещению вновь селиться вне городов и местечек, ограничивающему личную свободу евреев в пределах черты оседлости; к тому же это ограничение, закрепляя евреев в городах и местечках, где ощущается избыток торгового и ремесленного люда, обрекает массу евр. населения на нищету и содействует еще большей обособленности евреев среди христианского населения и взаимной их неприязни; эта мера должна иметь экономическое значение и для прочего населения; почти шестилетний опыт показал совершенную неприменимость этих правил; местные власти предлагали для осуществления указанной меры новые запретительные постановления — запрещение не только водворения, но и временного пребывания в селениях, — однако большинство комиссии не нашло никаких оснований, чтобы поддерживать подобные предложения, и высказалось за то, чтобы запрет был отменен. Суждения комиссии гр. Палена не были осуществлены, и вопрос ο В. П. был вновь рассмотрен образованной в 1899 г. комиссией под председательством барона Икскуль фон Гильденбандта. Не считая себя, согласно высочайшему повелению, вправе отменить Β. Π., комиссия признала необходимым их смягчить; так, запрещение вновь водворяться должно было впредь распространяться только на крестьянские земли и те, которые к ним прилегают. Но и этим соображениям не было дано хода. Отрицательная оценка В. П. была дана виленским генерал-губернатором Святополк-Мирским во всеподданнейшем ответе за 1902—3 гг.: прошедшие с издания В. П. двадцать лет привели к "самым неблагоприятным ο них выводам"; вследствие вынужденной скученности евреев в городах получилась "бедность, граничащая с полной нищетой общей массы еврейского населения"; борьба за существование среди евр. населения дошла до крайних пределов; не осталось "сомнений в необходимости возможного расселения его"; условия жизни евр. массы в городах, где она не может найти достаточных средств для существования, таковы, что "дальнейшее оставление евреев без права водворяться в селениях едва ли возможно"; в связи с введением казенной продажи питей опасность экономической эксплуатации евреями сельск. люда в значительной степени парализована, с другой же стороны, ремесленник "может оказать видную услугу сельскому населению, бедному развитием ремесел"; ввиду этого и других соображений кн. Святополк-Мирский ходатайствовал об отмене закона 1882 года и тех законоположений, которые являются прямыми его последствиями. В марте 1902 г. министр внутренн. дел Сипягин внес в Комитет министров записку об изменении В. П. в том смысле, чтобы отдельные поселки, не принадлежащие к числу городов и местечек, но вместе с тем утратившие характер сельских местностей (расположенные преимущественно y железных дорог и фабрик), были изъяты из действия закона 3 мая 1882 г. Это предложение было поддержано также новым министром внутр. дел Плеве, a председатель департамента гражд. и духовных дел Государственного совета заявил по этому поводу, что внесение означенного предложения следует считать в этом отношении лишь первым шагом, за которым должен последовать полный пересмотр Врем. правил, "принесших много стеснений для евреев и все же не достигших той умиротворительной цели, ради которой они были изданы". Комитет министров постановил: 1) подвергнуть на высочайшее благоусмотрение список 101 поселения, в коих, в изъятие от B. П., может быть допущено свободное жительство евреев; 2) предоставить в этих местностях евреям те права по приобретению недвижимых имуществ, по управлению или распоряжению последними, какими они пользуются в городах и местечках; 3) предоставить министру внутр. дел, когда он признает это необходимым, входить в Комитет министров с представлениями ο пополнении, по мере надобности, первоначального списка. Это положение комитета было высочайше утверждено 10 мая 1903 года, и вскоре Плеве предложил Комитету министров новый список поселений, предназначенных для свободного жительства евреев; в комитете была сделана попытка уменьшить число таковых поселений, но Плеве воспротивился этому, отметив, что города и местечки "переполнены евреями, по большей части не находящими себе достаточного заработка, и эта скученность в отдельных пунктах еврейского населения, часто доведенного до нищеты, неминуемо является постоянною угрозою для общественного спокойствия". Новый список поселений, высочайше утвержденный 9 декабря 1903 года, обнимал 57 поселений. (Ныне число местностей, изъятых из действия В. П., достигает 291). Вслед за тем высочайшим указом 11 августа 1904 года — действие В. П. было отменено в отношении некоторых групп евреев. По действующему законодательству закон 3 мая 1882 года не распространяется: 1) на евреев, окончивших курс в высших учебных заведениях империи, их жен и детей: сыновей до совершеннолетия или до окончания курса в высших учебн. заведениях (но не долее 25-летнего возраста), a дочерей до замужества; 2) на купцов 1-й гильдии и членов их семейств, включенных в их сословное купеческое свидетельство, a также на бывших купцов 1-й гильдии, в течение 15 лет состоявших в сей гильдии, и членов их семейств (обе эти группы могут иметь при себе домашних слуг и приказчиков из своих единоверцев); 3) на аптекарских помощников, дантистов, фельдшеров и повивальных бабок; 4) на ремесленников (упомянутых в ст. 17 прилож. к статье 68 Устава ο паспортах, изд. 1903 года), a также каменщиков, плотников и др., пока они занимаются своими ремеслами и мастерствами; 5) на отставных нижних чинов, поступивших на службу по Рекрутскому уставу, a также на воинских чинов из евреев, кои, участвуя в военных действиях на Дальнем Востоке, удостоились пожалования знаками отличия или вообще беспорочно несли службу в действующих войсках. Евреи, принадлежащие к означенным категориям, могут заключать сделки по найму имуществ для жилья и для производства торговли и промыслов. (Кроме источников, указанных в предыд. статье, здесь использованы неопубликованные материалы).

Ю. Гессен.

Раздел8.




   





Rambler's Top100