Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гад, в Библии

(דנ) — бог рока и счастья, упоминаемый пророком Исаией рядом с другим богом судьбы — Меви, ינמ (Исаия, 65, 11). Из приведенного места вытекает, что евреи, жившие в Вавилонии, устраивали роскошные трапезы и пиршества в честь этих божеств. Однако в вавилонском пантеоне до сих пор не найдено божество с именем Гад; впрочем, его арамейский и арабский эквиваленты указывают на тο, что оно почиталось среди некоторых других семитических племен. Корень слова "Гад" означает "резать" или "делить"; идея делимости, очевидно, считалась субстанцией этого божества, как и родственного ему — Мени. Более вероятно, что глагол, означающий — резать, эквивалентен глаголу, который в Библии часто употребляется в смысле решения судьбы; отсюда דג — судьба, рок; см. Fürst, Concord, s. v.]. Возможно, что имя божества Г. уже встречается в Быт., 30, 11, в радостном восклицании Лии при рождении у Зилпы сына. Каким широким распространением пользовался в древнеханаанейские времена культ бога счастья или рока — Гада, ясно видно из имен Баал-Гад,דנלעב (город у основания торы Хермона) и Мигдал-Гад, דנלדנמ (город на иудейской территории; ср. также собственные имена Гадди и Гаддиель, Числа, 13, 10, 11). Некоторые полагают, что под именем Гада почитался Юпитер. У арабов планета Юпитера называлась "большой рок", а планета Венеры — "малый (или меньший) рок". Если подобные выражения были распространены среди семитов и в древнейшие времена, то представляется возможным, что Венера отождествлялась с Мени. — В Талмуде Гад часто упоминается в связи с магическими формулами, как, напр., в Шаб., 67б (ср. Таргум Псевдо-Ионатана к Быт., 20, 10, 11). Это имя иногда употребляется также в качестве синонима счастья (Иеруш. Недарим, IV, 38d; Иеруш. Шаб,, XVI, 15d). Г. является покровителем местностей и горных высот (Хул., 40а), жилищ и даже целого мира (Beresch. rabba, LXXI, 12). В Недар., 56а намекается на то, что у бога судьбы есть особое ложе. — Ср. "Комментарии" Делича, Дильманна к Исаии, 65, 11; Baethgen, Beiträge zur semitischen Beligionsgeschichte, 76 и сл.; Lagarde, Gesammelte Abhandlungen, 16; idem, Symmicta, I, 87; Pinches, в Diction. of the Bible Hastings'а; Bl.-Cheyne, II, 1557—1558. [J. E., V, 544—545].

Раздел1.




   





Rambler's Top100