Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гадание по Библии

— употребление Библии для предсказывания будущего или для того, чтобы узнать свою судьбу. Еще в талмудические времена существовал обычай, в силу которого стих, случайно выхваченный из священных книг или произнесенный школьником, считался, смотря по своему содержанию, дурным или хорошим предзнаменованием. Так, напр., известный ученый еретик Элиша бен-Абуя, или Ахер (см. соотв. статью), когда его ученик р. Меир предложил ему вернуться в лоно еврейства, стал останавливать школьников на улице, предлагая им сказать ему, какой стих из Библии они изучали сегодня в школе. К его огорчению, все цитировали стихи, смысл которых был таков, что для него, Ахера, возврата нет (Хаг., 15аб; ср. Гит., 58а; Хул., 95б). Этот обычай удержался y евреев и в Средние века (Тур, Иоре Деа, 179). И в настоящее время еще можно встретить этот обычай y евреев под названием "жребия по Библии". Перед каким-нибудь предприятием еврей, желая узнать, будет ли оно успешно или нет, открывает наугад Библию и по смыслу первого слова подлежащей страницы старается угадать результаты предприятия. Подобные же обычаи существовали y христиан еще в конце VII века (Kayser, Die Canones Jacob's von Edessa, 1886, стр. 22, 126, 136; idem, Gebrauch von Psalmen zur Zauberei, в Zeitschrift D. Morgenl. Gesellschaft, XLII, 456—462, где приводятся указания, найденные в сирийских манускриптах из коллекции Sachau, как пользоваться Псалмами для магических целей). Для магических и заклинательных целей пользовались библейскими именами собственными, причем, напр., имена патриархов считались благодетельными при произнесении пред родильницею, a имя Иосифа было прекрасным средством против дурного глаза (ср. Бер., 55б) и т. д. Отдельные слова редко применялись с указанными целями; из них особенно употребительным был термин הנם — купина, встречающийся в Исх., 3, 2 и сл.; он считался радикальным средством в борьбе с горячкой (Шаббат, 67а). — Ср.: Mitteilungen der Gesellschaft für jüdische Volkskunde; Zecharia Plongian, y Jabob Simoner, Sefer Zekirah ue-Jugane Segullot, Hamburg, 1709; Issachar (Baer) Teller Rofe, в Judah Lob Satau, Sefer Segullot и Refuot, Прага, 1694 (Cat. Bodl., col. 1066); Ephraim Reischer, Schaar Ephraim (Cat. Bodl. col. 907), Fürth, 1728; Toledoth Adam (ib., col., 646), Zolkiew, 1720; L. Blau, Das altjüdische Zauberwesen, в Jahresbericht der Landesrabbiner-schule in Budapest, 1898; Deissmann, Bibelstudien, Marburg, 1895; M. Grünwald, Ueber den Einfluss der Psalmen auf die Entstehung der catholischen Liturgie, 1890, 1893; R. Heim, Incantamenta magica, в Jahrbücher Fleckeisen'a, 1763, XIX, доп. том; С. Kayser, Der Gebrauch von Psalmen zur Zauberei, в Zeitschr. d. Morgenl. Gesellsch., 1888, XLII, 456; F. Krauss, Realencyclopädie der christlichen Alterthümer, Freiburg, 1882. 1886; M. Schwab, Vocabulaire de l'Angélologie, Paris, 1894; J. Wohlstein, Dämonenbeschwörungen aus nachtalmudischer Zeit, Berlin, 1894; Schimmusch Tehillim, различн. издания. [По J. E., III, 202—205].

Раздел1.

Раздел3.




   





Rambler's Top100