Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гастер, Моисей

— хахам испанской и португезской лондонской общины, род. в 1856 г. в Бухаресте. По окончании среднего образования (1874) Гастер поступил в бреславльскую богословскую семинарию, одновременно проходя курс в университете; в 1876 году он получил степень доктора философии, а в 1881 году раввинский диплом. Уже через два года Г. издал в Бухаресте "Историю румынской народной литературы". Одним из главнейших трудов Г., над которым он работал около 10 лет, является румынская хрестоматия с глоссарием, обнимающая время от начатков румынской литературы до 1830 г. В течение четырех лет (1881—85) Гастер состоял лектором румынского языка и его литературы при Бухарестском университете, в то же время занимая должности главного учебного инспектора и члена экзаменационной комиссии для учителей. Тогда же Г. читал лекции ο румынских апокрифах, рукописи которых им были открыты. Вместе с тем Г. составил несколько богослужебных книг для румынско-еврейских общин, перевел на румынский язык молитвенник и написал краткое руководство библейской истории. В 1885 г. Г. вынужден был по распоряжению правительства покинуть Румынию и отправился в Лондон, где занял должность лектора славянских литератур в Оксфорде (в 1886 г. его лекции были изданы под заглавием "Greco-Slavonic Literature"). Уже через пять лет румынское правительство предложило Г. на весьма лестных условиях возвратиться на родину, но он отклонил это предложение. В 1895 году он по инициативе того же правительства составил очерк ο постановке учебного дела в Англии; глубоко интересная работа эта легла в основание реформы всего учебно-воспитательного дела в Румынии. — В 1887 г. Гастер получил должность хахама испанско-португезской общины в Лондоне; член ряда ученых обществ, он усердно сотрудничает в органах этих учреждений. — Из отдельных сочинений Г. особенного внимания заслуживают: "Jewish Folklore in thе Middle Ages" (1887); "The Sword of Moses"", извлечение из древней рукописи, посвященной вопросам магии, с вступительною статьею, переводом и указателем (1896); "The Chronicles of Jerahmeel" (1899); "History of thе ancient synagogue of thе Spanish and Portuguese Jews", в память 200-летия "Bevis Marks Synagogue" (1901). — Из многочисленных журнальных статей Г. обращают на себя внимание: "Beiträge zur vergleichenden Sagenund Märchenkunde" (в Monatsschrift, XXIX, 35 sqq.); "Ein Targum der Amidah" (там же, ХХХIХ, 79 sqq.); "The Apocalypse of Abraham from thе Roman text" (в Transactions of thе Royal Asiatic Society, IX, 195); "The unknown Hebrew versions of the Tobit legend" (там же 1897, 27); "The oldest version of Midrash Meghillah" (в Kohut Memorial-Volume); "Hebrew text of one of the Testaments of the Twelve Patriarchs" (в Proceedings of the Society of Biblic. Archeol., XVI, 33 sqq.); "Contributions to the history of Ahikar and Nadam" (в Transactions of the Royal Asiatic Society, 1900, 301); "Das Buch Josua in hebr.-samarit. Recension, entdeckt u. zum ersten Male herausg." (в Z. D. M. Gr.). В Jew. Enc. Г. принадлежит ряд ценных статей, преимущественно по фольклору. — Г. известен также как один из руководителей сионистского движения в Англии. Еще живя в Румынии, он принял живое участие в палестинофильском движении 80-х годов и способствовал устройству первой земледельческой колонии в Палестине. На первом Базельском конгрессе сионистов Г. был избран товарищем председателя. На многих из последующих конгрессов Г. выступал в качестве докладчика. На VI конгрессе Г. объявил себя сторонником Угандского проекта (см. Базельские конгрессы), и с тех пор престиж его упал в глазах так назыв. палестинских сионистов ("Zion Zione"), одержавших верх над своими противниками. — Ср. Joung Israel, 1898; Jewis Year-Book, 1900—01; Jewish Chronicle и Jewish World, 1887; Welt, 1903 и сл. [По J. E., V, 524 с доп.].

Раздел4.




   





Rambler's Top100