Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гикатилла, Моисей ибн-

(Джикатилла) — грамматик и экзегет; жил во второй половине 11 в. Его полное имя "Моисей б.-Самуил га-Коген", но Авраам ибн-Эзра называет его "рабби Моисей га-Коген". Арабско-евр. транскрипция "Ibn Gikatilla" является общепринятым именем Г. О жизни Г. мало известно. Родиной его была Кордова; впоследствии он поселился в Сарагосе, где находился в личных сношениях с выдающимся еврейск. грамматиком Абуль-Валидом Мерваном ибн-Джанахом. Некоторое время Г. прожил в Южной Франции; здесь под влиянием Исаака бен-Соломон он перевел сочинения грамматика Хаюджа с арабского на евр. язык. Иуда ибн-Балаам, младший современник Г., говорит ο нем: "Он был одним из наиболее выдающихся ученых и грамматиков и одним из самых известных писателей, отличавшихся в прозе и поэзии на евр. и арабском языках". Иегуда Альхаризи (Tachkemoni, гл. III) также восхваляет поэмы Г., из которых, однако, ни одна не сохранилась. Известен Г., главным образом, благодаря своим работам в области евр. грамматики и библейской экзегетики. Историк Авраам ибн-Дауд ставит его наравне с Ибн-Джанахом как преемника Хаюджа в области грамматики, Авраам ибн-Эзра же называет его "великим грамматиком". — Г. написал монографию ο евр. грамматике, "Kitab al Tadhkir Ta'nith" (по-евр. "Sefer Zekarim u Nekeboth", ο мужском и женском роде), которая, однако, затерялась, и перевел главные труды Хаюджа, а именно "О глаголах слабых" и "О глаголах дагешированных". Многие цитаты из комментариев Г. на Исаию, Малых Пророков и Псалмы находятся, между прочим, у Авраама ибн-Эзры. Г. первый евр. экзегет, давший чисто историческое толкование ряда глав Исаии и других пророков. Он относит пророчества в первой части Исаии ко времени царя Хезекии и ассирийскому периоду, а второй части — к эпохе второго храма. По его мнению, пророчество Иоеля (3, 1) не относится к мессианскому времени, а намекает на многочисленных учеников пророков Илии и Элишы. Г. предполагает существование Псалмов, возникших в изгнании, признавая таковыми Псалмы 13, 137 и др. и считая, что последние два стиха 51-го Псалма были написаны в качестве дополнения к Псалму Давида набожным изгнанником в Вавилонии. Во время диспута с Иудой ибн-Балаамом относительно Иошуи, 10, 12 Г. рационалистически объяснил так называемое чудо ο солнце и луне: отражение света после захода солнца продолжалось так долго, что Иошуа успел преследовать врагов при дневном свете; Иуда ибн-Балаам заметил, что это мнение — одна из многих соблазнительных и опасных идей его. Г. составил также комментарий к книге Иова, часть которого сохранилась в рукописи в Оксфорде, а именно: введение и большая часть арабского перевода, к которому приложен комментарий (Neubauer, Cat. Bodl., № 125). Γ., по-видимому, написал еще комментарий к Пятикнижию, который цитируется Авраамом ибн-Эзрою и караимом 13 в. Аароном бен-Иосиф; комментарий к "первым" Пророкам, некоторые места которого опровергаются Иудой ибн-Балаамом, и, быть может, также комментарий к Песни Песней, которую Г., согласно Иосифу ибн-Акнину, объяснил по методу "peschat", т. е. в буквальном смысле. Отрывки сочинений Г., сохранившиеся большей частью в виде цитат у Авраама ибн-Эзры, были собраны С. Познанским в монографии "Moses ben Samuel ha-Kohen ibn-Chiquatilla nebst den Fragmenten seiner Schriften" (Лейпциг, 1895). — Cp. W. Bacher, в REJ., XXXI, 307—17 [W. Bacher, в J. E., V, 666].

Раздел4.




   





Rambler's Top100