Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гилеад

(דעלג, греч. Γαλαάδ) — в качестве географического названия имеет в Библии весьма растяжимое значение. В широком смысле в древнейших частях Библии это название употребляется для обозначения Восточно-Иорданской области, в отличие от Западно-Иорданской, которая носила название "Ханаан" (Числ., 32, 1; Второзак., 34, 1; Иош., 22, 9 и сл.; Суд., 20, 1; I Цар., 4, 19). В узком же смысле это название первоначально относилось к местности, находящейся между Яббоком и Ярмуком, нынешнему Dshebel Adshlûn, где Яков и Лабан расположились лагерем и где в знак их примирения Яков воздвиг из камней "холм свидетельствования", דע-לג (Бытие, 31, 21, 47 и сл.). Чаще всего в Библии под Г. разумеется область между Ярмуком (южная граница Башана) и Аморитским плоскогорьем или рекою Арноном, в силу чего Второзак., 3, 10 включало в Восточно-Иорданскую область, "Аморитское плоскогорье", "весь Гилеад" и Башан. Выражение "весь Гилеад" является в данном случае не произвольным, а географически точным, так как различались две части Г., тянувшиеся к северу и югу от глубокой ложбины Яббока. Южная половина, нынешняя область Belka, доходившая на юге вплоть до Арнона и захватывавшая, таким образом, и Аморитское плоскогорье, в библейские времена считалась первоначально царством Сихона, ןוחים, а позднее перешла во владение колен Реубенова и Гадова (Второзак., 3, 21; Иош., 13, 21); северная же половина, между Яббоком и Ярмуком, нынешняя горная область Adshlûn, первоначально принадлежала Огу, царю Башанскому, а позднее перешла во владение колена Менаше (Числ., 32, 40; Второзак., 3, 13, 15; Иош., 12, 5). — Г. (от Ярмука до Хешбона) представляет возвышенную страну со средней высотою 600 метров и с протяжением с севера на юг. В северной части Г. представляет до Wadi el-Arab продолжение горных цепей базальтовой формации, разбросанных в большом количестве к востоку от Генисаретского озера; от Wadi el-Arab'а местность образует уже сплошной известняк, к которому южнее Хешбона, вблизи Мертвого моря, снова примешивается базальт. К югу от глубокой ложбины Ярмука (Scherîat el-Menâdire) начинается террасовидное плоскогорье (Dshebel Adshlun), которое постепенно повышается к югу, достигая между Wadi Adshlûn и Яббоком (Dshebel Chakâri) высоты 1085 метр.; восточная часть его (Dshebel Kafkafka и Dshebel Zerkâ) возвышается только на 950 метр. Параллельно этому восточному кряжу тянется от Эдреи (нынешний Der'at) к югу цепь холмов под одним общим названием Dshebel ez-Zumle, которая служит западной границей Арабско-сирийской пустыни. Между этими двумя горными цепями в пустынной местности пролегает дорога Derb el Chadsh ("путь пилигримов"), от Дамаска в Мекку. Западная часть Dshebel Adchlûn'а изрезана многочисленными ложбинами, по которым вода течет в Иордан. От реки Яббок, прорезающей во всю ширину Г., начинается южная половина Г. Конфигурация этой области гораздо разнообразнее, чем северной части Г. К югу от Яббока и недалеко от Иорданской долины высится внушительная громада Dshebel Dshil'ad (только здесь и сохранилось древнее название Гилеада), самая высокая точка которой, Dshebel Oscha (т. е. гора пророка Гошеи), достигает 1096 м высоты. Отсюда к юго-востоку тянется длинная цепь холмов различной высоты. Западный склон этого плоскогорья, начиная с того места, где Иорданская долина достигает наибольшей ширины, становится все менее и менее отвесным. От Es-Salt'а (Paмот-Гилеад) и Khirbet-Sar (Яэзер) глубокие ложбины тянутся к el-Ghor'у (южный конец левого берега Иордана). — Вся известняковая холмистая часть Г. богата естественными большими пещерами, которые в древние времена служили обиталищами для жителей этой страны. Еще и поныне к юго-востоку от Es-Salt'а существует целая пещерная деревня (Arâb), в которой живут бедуины; в других местах, как, напр., в Adshlun'е, в верхнем Wadi-Adshlûn, эти пещеры путем разнообразных пристроек и надстроек превращены в постоянные жилища. Возможно, что в древние времена, как и ныне, они по большей части служили ночными убежищами для пастухов и бродяг. — В отношении плодородия область Г. стоит не ниже знаменитого своим плодородием Башана. Гилеад весьма богат водою, а сильные росы, выпадающие здесь летом, вполне вознаграждают за недостаток дождей. В противоположность Западно-Иорданской области, бедной растительностью, Г. и поныне считается благословенной, богатой страной. Только покатые берега речных ложбин лишены растительности, тогда как на холмах и горах, именно в северной и северо-западной частях Г., встречаются далеко простирающиеся леса вечнозеленых дубов, перемешанных с хвойными деревьями, диким фисташком, грушами, гранатами и другими растениями. Там же, где леса отсутствуют, находятся великолепные пастбища; свежие, сочные луга, сплошь усеянные прекрасными цветами, имеются здесь в изобилии. Вероятно, в силу этих именно качеств Г. колена Реубеново и Гадово, "у которых было много скота", выпросили его себе в наследие (Числ., 32, 1 и сл.; ср. Иерем., 50, 19; Мих., 7, 14; I кн. Хрон., 5, 9). Тот вид тонкорунных и длиношерстых коз, который и поныне встречается в Восточно-Иорданской области, пасся, вероятно, и во времена Соломона на горах Гилеадских (Песнь Песн., 4, 1; 6, 5 и др.). Правда, Флавий ("Иуд. война", III, 3, § 8) называет Г. местом "угрюмым и слишком диким для взращивания нежных плодов", на что, собственно, указывает и этимология имени Г., которое по-арабски означает "каменистый", "угрюмый"; но, очевидно, Флавий имел в виду лишь наиболее возвышенную часть этого плоскогорья, которая зимою покрыта снегом, ничего не сообщая ο местностях, лежащих в долинах и отличающихся своим орошением и плодородием. — В древности область Г. тщательно возделывалась; в настоящее время она культивируется не так усердно и тем не менее в достаточной степени вознаграждает труды садоводов и земледельцев. Оливы, миндаль, имбирь, грецкий орех и другие плоды произрастают здесь в большом количестве и без особенного ухода. В древности в Гилеаде особенно процветало виноделие, на что указывают его название "луг виноградников", םימדב לבא, и целый ряд мест у Исаии, 16, 8 и сл.; Иерем., 48, 32. У Es-Salt'а и поныне встречаются многочисленные виноградники, которые доставляют в изобилии вино и водку; сушеные ягоды идут в продажу под названием "dibs". Из продуктов страны Гилеадской уже в Библии (Быт., 37, 25) упоминаются трагакантовое гумми (целебное средство), бальзам (ср. Иеремия, 8, 22; 46, 11) и ладан (сердцевина Cistus creticus). Арабы из области Belka собирают калий и селитру и продают его на базарах, устраивающихся весьма часто у "гробницы Гошеи" (на Dshebel Oscha).

История Гилеада. — Древнейшее историческое предание сообщает об одном виде великанов, населявших всю Восточно-Иорданскую область (Башан и Гилеад; Быт., 14, 5; Второз., 2, 20; 3, 11). В эпоху вторжения израильтян в Ханаан Г. находился под властью могущественного аморита Сихона, царство которого со столицей Хешбоном во главе простиралось на север до Яббока, а нa юг — до Арнона. Аммонитяне, которые, вытеснив и уничтожив гигантское туземное население, завладели его страною, были оттеснены израильтянами к востоку (в область Верхнего Яббока). В битве при Яхаце Сихон потерпел полное поражение, и его царство вместе с владениями Ога, царя Башанского, было разделено между коленами Реубеновым, Гадовым и Менаше (полколена), пожелавшими поселиться по эту сторону Иордана. Им пришлось выдержать ожесточенную борьбу с аммонитянами, которые теперь смотрели на Г. как на свои прежние владения. Эпоха судей выдвигает в этой войне двух героев: Яира (Суд., 10, 3 и сл.) и Ифтаха (Суд., 11, 1 и сл.), которые одерживают над аммонитянами ряд побед. Однако вскоре после кончины Ифтаха аммонитяне снова оправляются и под предводительством царя Нахаша осаждают город Ябеш, который, согласно Флавию, был столицей Г. Когда, в царствование Саула, аммонитяне притесняли гилеадитов, последние явились им на помощь и в большом сражении разбили аммонитян (I Сам., 11, 1 и сл.); с этого времени гилеадиты стали верными союзниками Сауловой династии. Свою преданность ей они проявили как в отношении самого Саула сейчас же после его смерти (I Сам., 31,11 и сл.; I Хрон., 10, 11 и сл.), так и в отношении сына его Ишбошета, который в течение двухлетнего своего царствования пользовался поддержкой Г. в борьбе с Давидом, стремившимся сделаться царем всего Израиля (II Сам., 2, 8 и сл.); резиденцией Ишбошета в то смутное время был гилеадский город Маханаим. К Давиду восточно-иорданские колена должны были относиться недоверчиво уже по одному тому, что он находился в дружественных сношениях с Нахашем аммонитским, исконным врагом заиорданских израильтян (II кн. Сам., 10, 2 и сл.). Только после своей блестящей победы над Хануном, сыном Нахаша, Давид снискал доверие, любовь и расположение гилеадитов, и в то время, когда ему приходилось скрываться от Авессалома, он среди них нашел убежище и поддержку (II Сам., 17, 24 и сл.). С разделением Израильского государства Восточно-Иорданская область переходит к Северному царству. В правление Иегу Г. подвергается нападению и разграблению со стороны Хазаеля (II Цар., 10, 32 и сл.; Ам., 1, 3); только Иеробеаму II удается исторгнуть страну из-под его влияния (II Цар., 14, 25). В эпоху, последовавшую за Иеробеамом II, Г., по-видимому, делается центром и очагом политических движений; возможно, что убийца Зехарии, Шаллум, был гилеадит; во всяком случае имя его отца — Ябеш — носит характер явно гилеадитского происхождения (II Цар., 15, 10). В заговоре Пекаха против Пекахьи первому оказывает помощь в достижении престола дворцовая стража из гилеадитов (ibidem, 15, 25). Еще до падения Северного царства ассирийский царь Тиглат-Пилессер увел в плен всех жителей Г. После изгнания Г. становится страной преимущественно языческой (I Мак., V, 9), но по возвращении из изгнания часть евреев снова поселяется здесь (ibid.). Когда Габиний разделил Палестину на пять судебных округов, два из них пали на Гилеад (Гадара и Аматус, т. е. нынешний Tell-Amme в нижней части Wadi Kâdshib; "Древн.", ХIV, 5, § 4). В эпоху зарождения христианства Г. носил название Реrаеа, т. е. страны по ту сторону Иордана. Это название соответствовало древнему Г. в широком смысле (см. выше), так как, согласно Флавию, Перея простиралась от Филадельфии (Раббат-Аммон) до Иордана и от Махеруза (ныне Mukaur) до Пеллы (Fâchil). После смерти Ирода Великого Перея достается сыну его Антипатру ("Древн.", ХVII, 11, § 4); к этому времени и несколько позже относится новый расцвет страны Гилеадской. — В эпоху римских императоров и особенно во времена Антонина здесь встречается уже ряд весьма населенных городов с роскошными постройками, развалины которых (см. Гадара) в настоящее время свидетельствуют об их былом величии. Если Флавий ("Древн.", XIII, 13, § 5) называет жителей Г. арабами, а Onomastica причисляют Γ. к Аравии, тο это указывает с несомненностью, что уже в то время арабский язык (вернее, арабский диалект сирийцев и жителей пустыни) играл здесь главенствующую роль; это тот язык, на котором в настоящее время говорят кочевые и оседлые жители страны. — Ср.: Oliphant, Land of Gilead, 1880; Conder, Heth and Moab, 1883; Bl.-Che., II, 1725—1729; Smith, W., A dictionary of the Bible, 1893, т. Ι, 1191; Selah Merill, East of Jordan, 1881; Schumacher, Across the Jordan, 1886 с доп.; Guy Le Strange, A ride through Ajlun; Riehm, НВА, Ι, 530—532; Tristram, Land of Israel; G A. Smith, Historical geography of the Holy Land, 1894; Gautier, Au delà du Jourdain, 1896. [Пo Riehm'у, HBA, s. v.].

Раздел1.

— 1) Название города, упоминаемого только у Гошеи 6, 8. По мнению Эвальда, это Мицца Гилеадская (Суд., 11, 29), где находилось местопребывание древнего святилища (Ewald, Die Propheten, 1867). Буль усматривает его в Рамот- или Рамат-Гилеад (Buhl, Geographie des alten Palästina, 262); Гитциг — в Ябеш-Гилеаде, а Будде — в нынешнем Dshalud'е, лежащем несколько севернее Es-Salt'а и отождествляемом с Г., упоминающимся у Евсевия и Иеронима (OS, CCXLI, 42; СХХIV, 30; Budde, Die Bücher Richter und Samuel, ihre Quellen und ihr Aufbau, 1890). Более правильным признается мнение Будде. — 2) Сын Махира и внук Менаше (Числ., 26, 29; Иош., 17, 1; I Хрон., 7, 14; ср. 2, 21, 23); его потомство перечислено в Числ. 26, 30 и сл. Это имя встречается у некоторых членов Гадова колена (I Хрон., 5, 14).

Раздел1.




   





Rambler's Top100