Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гиркан I

Иоанн (Иоханан) — первосвященник и правитель из дома Хасмонеев; род. около 175 года, ум. в 104 году (Schürer). Он был мудрым и справедливым правителем и искусным полководцем. Молодым человеком он отличился в качестве полководца на войне против сирийского полководца Кендебея, которого разбил. Существует предание, которому Грец и некоторые другие придают историческое значение, что Иоанн получил прозвище Г. за эту победу. Когда его отец, Симон Маккавей, был убит в Иерихоне своим зятем Птолемеем, Иоанну удалось скрыться от посланных Птолемеем убить также его. Из Гадары, где он жил в то время, Г. поспешил в Иерусалим, и там народ радостно принял его как преемника Симона (в 135 г.). Он никогда не принимал титула царя, довольствуясь первосвященническим.

Медные монеты Гиркана. На лицевой стороне םידוהי דבהו לודנה ןהבח ןזחוי — "Иоханан первосвященник и сенат евреев". На оборотной стороне: Два рога изобилия (из Madden'а, History of Jewish coinage).

Начало его правления не было счастливым. Ему не удалось отомстить убийце своего отца, так как Птолемей, которого он запер в крепости Дагоне, подвергал мать Г. жестоким пыткам на стене крепости всякий раз, как сын пытался атаковать Дагон. Г. поэтому после нескольких месяцев снял осаду, несмотря на то, что мать переносила мучения с геройской твердостью и ободряла его наказать убийцу. В конце концов, однако, она была умерщвлена, вероятно вместе со своими находившимися в тюрьме двумя сыновьями [по I Макк., 16, 16, они были убиты еще раньше вместе с их отцом Симоном], сам же Птолемей бежал в Раббот Аммон (Филадельфию; 135 г. до Р. Хр.). — Еще большая опасность грозила Г., когда сирийский царь Антиох Сидет выступил против Иерусалима с огромным войском и осадил его. Осажденные страдали от недостатка пищи, осаждавшие от недостатка воды. Г. был принужден совершить явную жестокость, выгнав из города всех неспособных носить оружие. После безуспешной в продолжение всего лета осады города Антиох решил ввиду грозившей ему с востока опасности вступить в переговоры ο мире. Г. просил перемирия на семь дней в течение праздника Кущей, на что и получил согласие. Будучи в очень тяжелом положении, Г. охотно принял условия мира. Евреи должны были сдать свои знамена и заплатить дань за Иоппу и некоторые другие города, которые формально принадлежали Сирии. Вместо того чтобы держать сирийский гарнизон в Иерусалиме, Г. предпочел дать заложников (в числе которых был его собственный брат) и обязался уплатить 500 талантов серебра, из которых 300 были потребованы сразу. Говорят, что он взял эту сумму из сокровищницы в гробнице Давида. По другому условию, зубцы на стенах Иерусалима были разрушены. В 130 году Г. в качестве вассала сирийского царя выступил против парфян. Антиох Сидет пал в битве или (согласно Аппиану, De rеbus syriacis, гл. 68) лишил себя жизни вследствие позорного поражения в 129 году. Его брат Деметрий II вторично вступил на престол, но удержался на нем лишь короткое время. Г. воспользовался слабостью Сирийского царства для расширения границ Иудеи до тех пределов, какие они имели во времена расцвета. Для того чтобы сбросить сирийское иго и расширить свои владения, он решил заключить союз с римлянами. С этой целью он последовал примеру своего предшественника и отправил посольство в Рим. Однако относительно этого посольства и постановления сената по поводу его царит полная путаница (см. Иосиф, "Древн.", XIII, 9, 2; ХIV, 10, 22; Grätz, Gesch., III, 500 сл.; Werner, Johann Hyrcan, стр. 33 и сл.). Г., за которым римляне утвердили владение важной морской гаванью Иоппой, подчинил также многие другие сирийские города, например Берею (Алеппо). Он отправился против крепости Мадабы на берегах Иордана, всегда бывшей враждебной Хасмонеям, и взял ее после шестимесячной осады; он покорил также город Самаю (Самегу) на Галилейском озере, очень важный по своему географическому положению. Затем Г. пошел против самарян, которые всегда действовали заодно с врагами евреев. Он покорил Сихем, один из главнейших городов Самарии, и разрушил храм на горе Геризим (21-го Кислева, декабря, около 120 года). Блестяще окончив войну с самарянами, он отправился покорять идумеев, представлявших постоянную опасность для южных частей его владений. При помощи денег, которые он, по преданию, взял из гробницы Давида, Г. нанял иноземные войска, срыл стены Адоры и Мариссы, идумейских крепостей, и заставил идумеев принять еврейскую религию и обрезание.

Развалины дворца Гиркана (из кн. Vogué, Syrie Centrale).

Это первый в еврейской истории пример принудительного обращения. В данном случае рвение Г. заставило его сделать шаг, ο котором ему впоследствии пришлось пожалеть, так как к идумеям принадлежал дом Иродиан, положивших конец династии Хасмонеев. Самаряне, удержавшие за собою свою сильно укрепленную столицу Самарию и часть Изрееля, оставались враждебными евреям. Вследствие этого Г. возобновил нападения на них. Он двинулся на Самарию во главе большого войска, но, так как его присутствие в Иерусалиме было необходимо, он предоставил осаду первой своим сыновьям Аристобулу и Антигону. Война неожиданно затянулась благодаря вмешательству сирийского царя Антиоха IX, а после поражения его Аристобулом на помощь сирийцам был призван египетский принц Лафир, сын Птолемея Фискона. Аристобул и Антигон не только подчинили всю равнину Изрееля, в особенности важный город Бетсан (Скифополь), в июне 110 или 111 года, но через 5 месяцев (25 Хешвана — ноября) взяли также крепость Самарию. Последняя была совершенно разрушена, и в городе были сооружены рвы, по которым потекла вода от горных потоков, так что город совершенно провалился. Г. восстановил иерусалимские стены, сохранил независимость Иудеи и поставил ее в одинаковые условия с соседними государствами. В его правление различные религиозные секты — фарисеи, саддукеи и ессеи — окончательно упрочились в стране. Г., бывший учеником фарисеев, долго оставался их верным приверженцем, хотя имел друзей и среди саддукеев. Многие из религиозных постановлений Г. обнаруживают его симпатии к фарисеям; так, например, он велел исключить из богослужения в храме Псалом XLIV ввиду того, что его антропоморфические выражения могут быть поняты неправильно; затем он приказал, чтобы животным, предназначаемым для алтаря, раны не наносились ранее самого жертвоприношения. Но после того, как Г. отнял всякую религиозную власть у фарисеев, любовь, которой он пользовался, сменилась ненавистью, которая стала теперь проявляться открыто. На большом празднике, на который он пригласил вождей фарисеев и саддукеев, он дружески спросил у фарисеев, довольны ли они его поведением и не имеют ли они что-нибудь против него; на это некий Элеазар попросил его ограничиться светской властью и сложить с себя диадему первосвященника, так как мать Г. будто бы была пленницей Антиоха Епифана и поэтому Г., как сын пленницы, не может быть первосвященником (Иосиф, "Древн.", XIII, 10, 5) [согласно талмудическому источнику, имя этого дерзкого фарисея, так глубоко оскорбившего Г., было Иегуда б.-Гедидим, а Элиезер б.-Поэра — имя того саддукея, который возбуждал Г. против фарисеев и который у Флавия носит имя Ионафана (Кид., 66а); надо, кроме того, отметить, что Г. в данном случае назван Яннаем, именем, которым талмудисты часто называют всех правителей из дома Хасмонеев]. Г. назначил следствие и утверждение относительно его матери оказалось неверным. Тогда он потребовал от синедриона казни клеветника, однако синедрион постановил ограничиться бичеванием. После этого Г. присоединился к саддукеям, не преследуя, однако, фарисеев, как утверждают некоторые. Он отменил фарисейские законы и сделал установления саддукеев решающими для толкования закона. — Гиркан, получивший, по выражению Иосифа, три золотых дара — светскую власть, первосвященство и дар пророчества — умер после тридцатилетнего правления. Его смерть положила конец могуществу молодого Иудейского царства. — Ср.: Иосиф, "Древн.", XIII; С. Werner, Johann Hyrcan (с полной библиографией), Wernigerode, 1877; Grätz, Gesch., III, 69 и сл.; Jost, Geschichte des Judenthums u. seiner Sekten, I, 201—234 и сл.; Schürer, I, 256 и сл.; Н. Holzmann, Judenthum und Christenthum, 121—137 и сл. [J. E., VI, 515].

Раздел2.




   





Rambler's Top100