Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Голландия

Нидерланды (Nederland, Pays-Bas, в евр. источниках אידנאלזה) — прежде республика, с 1815 г. королевство под Оранской династией. Члены этого дома, стоявшие с 1581 г. непрерывно во главе штатов, имели необыкновенно большое влияние на историю евреев. В провинции Голландии (по которой и называют всю страну) евреи не жили до 1593 г., но упоминания ο них в других провинциях относятся к более раннему периоду, особенно после их изгнания из Франции в 1321 г. и преследования в Гено (Hainaut) и рейнских провинциях. Евреи поселились в Нимвегене (самое старое еврейское поселение, с 1339 г.), в Рурмонде (1385), в Дусборге, Зутфене и Арнгеме (в 1404 году). В 1349 году герцог Гелдерланда получил от императора Карла ΙV право принять евреев, взимать с них подати и разные повинности и оказывать им покровительство. Когда евреи поселились в епархии епископства Утрехта, не выяснено, но уже в 1444 г. они были изгнаны из пров. Утрехт и терпимы лишь в деревне Маарзене, хотя и здесь их положение не было благоприятным. До 1789 г. ни один еврей не мог ночевать в Утрехте; в связи с этим община в Маарзене стала одной из наиболее важных в Г. В провинцию Зеландию евреи были допущены Альбертом, герцогом Баварским. Относительно Геса, города этой провинции, имеется письмо 1359 г., в котором герцог обещал итальянским купцам не давать евреям разрешения селиться здесь в течение 4 лет. Сведения ο евреях опять встречаются в 16 в. в связи с репрессивной политикой Карла V и Филиппа II. Первый издал в 1522 г. эдикт против христиан, заподозренных в неверии, а также против евреев Гелдерланда и Утрехта (эдикт возобновлялся в 1545 и 49 гг.). При Филиппе II репрессивная политика еще более усилилась. Герцог Альба приказал (1571) властям города Арнгема держать всех евреев в заключении впредь до разрешения вопроса об их судьбе. Жившие в Вагенингене (1572) три евр. семейства были изгнаны в силу папской индульгенции. — В 1581 г. наступил важный политический переворот, имевший крупные последствия для евреев: появилась знаменитая декларация независимости, изданная депутатами союзных провинций и лишившая Филиппа II его суверенитета; религиозный мир был гарантирован 13-ю статьями "Утрехтской унии". Вследствие этого преследуемые в Испании и Португалии евреи стали искать убежища в Г. К ним присоединились беглецы из Антверпена. К 1593 г. в Амстердам прибыли мараны, после того как им было отказано в разрешении поселиться в Миддельбурге и Гаарлеме. Это были крупные купцы с большими средствами, много сделавшие для процветания страны. Они стали ярыми приверженцами Оранского дома, и штатгальтер оказывал им покровительство. К тому времени голл. торговля увеличилась; наступил период ее полного развития, особенно для Амстердама, куда евреи привезли средства и откуда они поддерживали сношения с чужими странами, между прочим с Востоком и Марокко; торговля с Востоком развивалась особенно успешно благодаря сношениям с единоверцами, бежавшими из Испании и поселившимися в портах Средиземного моря. Историки ставят даже в непосредственную связь начало торговых путешествий голландцев в Средиземное море с появлением евреев в Г. Султан Марокко имел в качестве посланника в Гааге Самуила Палаша (1591—1626); благодаря ему состоялось в 1620 г. торговое соглашение с берберийскими штатами. Евреи создали торговые сношения между Г. и Южной Америкой; они принимали участие в учреждении нидерландской Вест-Индской компании в 1621 г., в правление которой входили и евреи. Как они дорожили своим новым отечеством, видно из их деятельного участия в борьбе Г. за приобретение Бразилии (см.). Наряду с внеевропейскими странами голл. евреи завязали сношения также с Данией (король Христиан IV пригласил в 1622 году амстердамских евреев переселиться в Глюкштадт, обещая им, кроме других привилегий, свободу вероисповедания), Португалией (король Иоанн IV имел в качестве представителя в Амстердаме Моисея Куриеля) и нек. другими странами. Когда Мюнстерским миром (1648), закончившим 30-летнюю войну, было установлено, что подданные Г., а также Испании и Португалии могут селиться и торговать в этих странах под защитой законов данной страны, возник вопрос, распространяется ли это правило и на евреев. Испанское правительство заявило (1684), что голландск. евреи могут вести свои дела в Испании лишь через посредство поверенного. В 1652 г. штаты повторили свое ходатайство ο допущении евреев в Испанию, но король отказал. В 1657 г. была издана официальная декларация, что евреи — подданные Г., но испанский король и тогда настоял на прежнем решении, а французский король сделал голл. посланнику представление по поводу снисхождения, оказанного евреям. — Кроме крупных коммерсантов, евреи Г. выдвинули ряд врачей, напр. Самуила Абрабанеля, Давида Нието, Илии Монтальто и семейство Буено (см.). Это были, впрочем, практикующие, а не ученые врачи. Уриель Акоста и Спиноза являются исключениями в интеллектуальной жизни голл. евреев, мало занимавшихся светскими науками; христиане посещали Акосту и Спинозу для изучения евр. языка. Скалигер изучал у одного еврея Талмуд, филолог Фосс или Фоссиус пригласил Манассе б.-Израиля в качестве учителя своего сына; Суренгузий перевел с помощью евреев всю Мишну с комментариями, а Лейсден издал Библию с апробацией амстердамских раввинов. Известен интерес к еврейским типам Рембрандта, жившего в евр. гетто в Амстердаме (это гетто нельзя, впрочем, сравнить с франкфуртским-на-м. и римским). Знаменитый поэт Вондель не был чужд в своих драматических произведениях влияния со стороны евреев (Busken Nuet, Land van Rembrandt, III, 4, 14). Евреи имели доступ в университеты, где они изучали медицину как единственную отрасль знания, которой могли впоследствии заниматься практически, потому что адвокатура была для них закрыта и присяга, требовавшаяся от профессоров, лишала их возможности занимать университетские кафедры. Евреи Г., пользуясь свободой вероисповедания и общинной автономией, не обладали гражданским полноправием. Доступ в ремесленные и купеческие гильдии был для них закрыт. Соответствующее решение, принятое амстердамским советом (города пользовались автономией) в 1632 г., оставалось в силе более 100 лет. Исключение было сделано лишь для некоторых отраслей промышленности, как книгопечатание и книжная торговля, продажа мяса и птиц, бакалейных и москательных товаров. В виде изъятия одному еврею было разрешено в 1655 г. построить сахарный завод. К тому времени в Г. стали прибывать ашкеназские евреи. Преследования в Польше 1648—56 гг. выбросили многих эмигрантов в Г. Среди беглецов находились выдающиеся талмудисты, оказавшие влияние на духовную жизнь голл. еврейства. Кроме Амстердама (см.), где концентрируется главный интерес истории голл. евреев, особенно его духовной жизни, евреи в конце 16 и первой половине 17 вв. успели укрепиться в Алькмааре (1604), Роттердаме (см.), De Вiеrstraat'e (синагога португезских евреев упоминается в 1609 году), Гааге (см.), в Леовардене, Доккуме, Гронингене и др. Особенно благоприятный период наступил для евреев Г. в 1672 году, когда после 22-летнего перерыва Вильгельм III вновь был избран штатгальтером. До того времени евреи, хотя и граждане, были притесняемы духовенством, как полагает Кунен, очень недовольным тем значением, которым пользовались евреи. К тому же приверженность евреев к Оранскому дому также не нравилась голландцам. Однако Вильгельмом III были произведены многие улучшения. Превознося открыто евреев за приверженность к его дому, за честность в торговле, за твердость в вере и трудолюбие, он старался быть полезным даже евреям Южных Нидерландов, где губернатор, De Villao Hermosa, пожаловал им много привилегий. Вильгельм III использовал евреев в сношениях с иностранными королями, особенно членов семьи Бельмонте (см.), Моисея Махадо, оказавшего важные услуги его армии во Фландрии, Исаака Лопеса Суассона (см. Англия), Давида Буено де Месквита, генерального агента бранденбургского курфюрста, и Моисея Куриеля. Евреи в то время были очень богаты; общее число португальских евреев достигло 2.400 семейств. — Со смертью Вильгельма III (1702) наступает период упадка в истории голл. евреев. Торговля создавала богатства, богатства — роскошь, роскошь — праздность; религиозные убеждения были подорваны французскими идеями; французские обычаи и манеры были широко усвоены; торговля часто превращалась в игру на бирже. Все эти моменты отразились в большей степени на утонченных португальских евреях, чем на немецких, не столь богатых и более простых. Португальские евреи придерживались, впрочем, своих старых обычаев: молодым женщинам не разрешалось появляться одним на улице, дочери выходили замуж в 12 лет (сохранилась резолюция амстердамского городского головы от 1712 г., запретившая Вениамину да Коста жениться на своей племяннице Саре Суассон, ибо и жених, и невеста были моложе 12 лет), заключались браки между родственниками, обычное явление среди португальских евреев, желавших предупредить разделы семейных богатств; быть может, здесь играла также роль антипатия к "Tedescos" (немецким или ашкеназским евреям); благодаря таким бракам португальские евреи вырождались физически и нравственно. — В то время материальное положение немецких или ашкеназских евреев улучшилось; они достигли благосостояния мелочной торговлей и шлифовкой алмазов; последняя отрасль являлась их монополией до 1870 г. — Когда Вильгельм IV был объявлен штатгальтером (1747), евреи нашли в нем покровителя, подобного Вильгельму III. Новый штатгальтер был в близких сношениях с главой семейства де Пинто, который собрал большую сумму денег и предоставил ее государству, когда при появлении французской армии в 1768 году близ границы казна оказалась пустой. Государственный секретарь Ван Гогендорн написал тогда де Пинто: "Вы спасли государство". Тот же де Пинто произвел конверсию национального долга с 4 на 3 процента. В эпоху управления Вильгельма V страна была взволнована внутренними раздорами; евреи, однако, сохранили лояльность Вильгельму, который, подобно предшественникам, состоял в личных сношениях с видными представителями португальского еврейства. Когда Вильгельм ввиду возраставшей оппозиции бежал из Гааги, он остановился в Амерсфорте в доме Вениамина Когена. — Отношения христианского населения Г. к евреям были не совсем дружелюбны; магистраты не покровительствовали им; браки между христианами и евреями были запрещены под страхом отлучения; в торговле, промышленности и даже ученых профессиях евреи подвергались ограничениям. Семейство Ассер получило после 21-летней борьбы в виде особой милости разрешение заниматься навигацией между Г. и колониями. Юстус Ван Эффен жалуется в своих "Spectatorial Essays" (XII, 74) на презрение, с которым относились к евреям. В известных "Spectatorial Essays" Гуфнагеля (Hoefnagel) евреям приписаны разные дурные деяния. Общие училища были для них закрыты, так что евреи обыкновенно не говорили на голландском языке. — 1795 г. принес Г. результаты французской революции, включая эмансипацию евреев. Национальное собрание объявило в 1796 г. следующую резолюцию: "Евреи не будут лишены прав и преимуществ, связанных с гражданством Батавской республики, которыми они пожелали бы воспользоваться". Моисей Мореско был тогда назначен членом муниципалитета Амстердама, а Моисей Ассер — членом судебной палаты. Старые консерваторы с раввином Яковом Моисеем Лёвенштаммом во главе не желали эмансипации; дарованные права принесли большей части евреев сомнительную пользу, так как по своему культурному развитию евреи не могли участвовать в общеполитических собраниях; кроме того, эмансипация была им предоставлена партией, изгнавшей любимого евреями принца Оранского, дому которого они оставались настолько верными, что главный раввин Гааги, Саруко, был прозван "Оранским священником"; приверженцы старого порядка назывались даже "Оранским скотом". В 1799 г. евр. общины получили, наравне с христианскими, денежную поддержку от казны. — В течение 18 в. евреи еще более укрепились в упомянутых выше местах и появились в Утрехте, Амерсфорте (синагога существовала с 1726 года), Герцогенбурге (с 1767 г.), Гаарлеме (1764) и Дортрехте (1760). — Ср.: Sluys u. Hooflën, Handboek voor de Geschiedenis der Joden, 1873; Monasch, Geschiedenis van het Volk Israel, 1891; его же, Tal Oranjeblosems, 1898; Koenen, Geschiedenis der Joden in Nederland, 1843; Da Costa, Israel en de Volken, 2-e изд., 1876; L. G. Vischer, Chronologische Tafel voor de Geschiedenis der Israelieten in Nederland, 1850; Sommershausen, Gesch. der Niederlassung d. Jud. in Holland, Monatsschrift, т. II; A. Esquiros, Les juifs en Hollande, Revue de Deux Mondes, 1856, октябрь; Grätz, Gesch., IX passim; H. Wätjen, Die Niederländer im Mittelmeergebiet zur Zeit ihrer höchsten Machtstellung, 1909, 4—5, 356—57. [Из статьи E. Slijper'а в Jew. Enc., IX, 228—31].

Раздел5.

Голландия в 19 в. — С 1806 по 1810 г. Γ. управлялась братом Наполеона I Луи-Наполеоном Бонапартом, относившимся к евреям весьма благосклонно. Желая улучшить их положение и превратить дарованные им на бумаге права в реальное благо, Луи-Наполеон в первый же год своего правления перенес в некоторых городах (в Роттердаме и Утрехте) базарный день с субботы на понедельник, уничтожил особую еврейскую присягу more judaico, отдал приказ не делать в форме присяги никакой разницы между евреями и христианами, стал приучать евреев к отбыванию воинской повинности, учредив два особых еврейских батальона, по 803 человека каждый, с 60 офицерами. В 1807 г. он по предложению Кареля Ассера (см.), выработавшего особый доклад об организации евреев Г., опубликовал регламент под названием Kerkbestuur der hollandsche hoogduitsche Gemeente binnen Amsterdam (Jahrboeken, 1838, стр. 369—392) и учредил в Амстердаме для заведования еврейскими делами центральную консисторию. Особое внимание Луи-Наполеон обратил на воспитание евреев в духе голландской культуры и основал особые школы для евр. детей, которых до того времени и даже при нем крайне неохотно принимали в общественные школы. Он пытался также примирить враждующие стороны среди еврейства, назначил комиссию из юриста Ионаса Д. Мейера, Ринтеля и Иуды Литвака, которая должна была выработать modus vivendi между обществом Felix Libertate, образовавшим конгрегацию Adat Jeschurun, и ортодоксами, группировавшимися вокруг раввина Когена Ареведо и др. Однако краткое существование голландского королевства Луи-Наполеона помешало осуществлению его планов, шедших очень далеко (Lodewijk Napoleon, Geschiedkundige Gedenkschriften, Ι, 169; II, 48); королевство в 1810 г. было присоединено к Французской империи, которая уничтожила особые евр. полки, распределив евреев по французским полкам и уравнив голландских евреев во всем с французскими. С провозглашением нидерландским королем Вильгельма I евреи выразили (от их имени говорил главный раввин Леманс из Гааги) свои верноподданнические чувства новому монарху, за которого и сражались против Наполеона при Ватерлоо; 35 евр. офицеров пало на поле битвы. 26 февраля 1814 г. Вильгельм отменил французский режим, и 12 июня появился новый регламент об организации евреев: в стране были учреждены 12 больших синагог с 6 главными раввинами; для больших синагог (Hoofdsynagogen) были учреждены парнасим, для других синагог мангим, причем были точно определены как права и обязанности всех духовных лиц, так и способы их избрания. За период от 1814 г. до 1817 г. регламент подвергался некоторым изменениям; наконец, была учреждена высшая инстанция для еврейских дел — Hoofdcommissie tot de Zaken der Israelieten, и конгрегации обязывались содержать бесплатные училища для бедных. Вильгельм I много сделал для развития образования среди евреев: лица, не имевшие дипломов, а также иностранные раввины были удалены из школ, и им запрещено было заниматься делом обучения юношества; были назначены особые премии в виде золотых и серебряных медалей на предмет составления лучшего учебника в еврейских школах на голландском языке. Особенно благоволил Вильгельм амстердамскому раввину Самуилу Беренштейну, представителю прогрессивного направления; точно так же он предоставил Герсвельду, главному раввину в Цволле, пославшему своего сына в университет, те же права и привилегии, что духовным лицам других вероисповеданий. В царствование Вильгельма (в 1834 г.) была реорганизована основанная в 1738 г. Арье-Лебом Лёвенштаммом школа Da'aat Bachurim, перешла в ведение государства и стала называться Nederlandisch Israelietisch Seminarium; она подготовляла раввинов и проповедников, в большинстве случаев людей очень просвещенных. По распоряжению короля муниципалитет города Маастрихта дал евр. общине 6400 гульденов на постройку синагоги. При короле Вильгельме II (1840—1849) в положении евреев не произошло перемен; король обращал главное внимание на дело образования, относясь очень благосклонно к евреям. 20 сентября 1845 г. он в силу особого закона предписал, чтобы вдовы главных раввинов получали пенсию в таком же размере, как вдовы пасторов. При нем раввины получали высшие нидерландские ордена, и когда в 1848 г. было проведено почти полное отделение церкви от государства, правительство для регулирования евр. дел созвало в Гааге съезд представителей евр. общин. На ряде совещаний они стремились выработать единый устав для евр. конгрегаций, но не пришли ни к какому решению. Выработанный в 1858 г. устав не был одобрен наиболее значительной голландской общиной — амстердамской, и снова евр. представителям пришлось вырабатывать устав, который наконец в 1870 г. был уже всеми одобрен. Прежняя Hoofdscommissie была заменена "Центральной комиссией по общим делам нидерландско-еврейской конгрегации" (Centrale comissie tot de algemeine Zaken van het Nederlandisch-israelietisch Kerkgenootschap), состоявшей из 21 депутата, посылаемого автономными общинами всей страны. Португальские евреи составляли две общины (амстердамскую и гаагскую),образовали независимую конгрегацию (Kerkgenootschap), управлявшуюся через свою Hoofdscommissie из трех депутатов. — Вильгельм III (1849—1890) также благоволил евреям, и при нем евреи стали принимать очень деятельное участие в экономической, политической, общественной и умственной жизни Г. Особенно много сделал в смысле поднятия умственного уровня евреев основанный де Пинто, Гудермиром (впоследствии лейденский профессор), экономистом Сарфати и др. союз Maatschappij tot Nut van Israelieten in Nederland. Особенно много евреев выдвинулось среди художников (Израэльс, Блес, Вернер и др.), журналистов и профессоров медицины. В некоторых отраслях промышленности и торговли евреи также занимают очень видное место: так, в Амстердаме торговля бриллиантами, а отчасти и все ювелирное дело в их руках; бедные евреи занимаются здесь преимущественно коробейничеством; в провинции в торговле рогатым скотом евреи принимают очень деятельное участие. — С 1860 г. голландские евреи начали усиленно концентрироваться в Амстердаме, покидая провинциальные города; в связи с этим изменилось и их социальное положение: прежние торговцы рогатым скотом стали торговать в большинстве случаев золотыми и бриллиантовыми изделиями; однако среди евреев начал развиваться здесь и пролетариат. К вновь иммигрирующим евреям старые поселенцы Амстердама нередко относятся крайне недружелюбно.

Закон 1887 г. объявляет, что последователи всех религий должны пользоваться абсолютным равенством, и никому не могут быть сделаны какие-либо ограничения из-за его принадлежности к той или иной религии. Генеральные штаты подчеркнули при этом, что евреи свободно могут праздновать субботний день и другие праздничные дни. Особым законом от 5 мая 1889 г. установлено, что евреи вместо воскресенья вправе отдыхать, держать запертыми свои лавки и магазины и не исполнять тяжелых и иных работ по субботам, а по закону 31 августа 1889 г. еврейские арестанты должны вместо субботы работать по воскресным дням и вообще праздновать евр., а не христианские праздники. В момент принесения своей присяги еврей должен стоять с покрытой головой, но формула самой присяги не может отличаться от христианской. Согласно распоряжению военного министра еврейские солдаты могут быть расположены гарнизоном лишь в таких городах, где имеются еврейские общины; по субботам евр. солдат нельзя принуждать ни ездить по железной дороге, ни находиться в строю.

Духовная жизнь. — Голландские евреи, несмотря на сравнительно очень раннюю эмансипацию и на свое значительное участие в политической и духовной жизни страны, в огромном большинстве случаев строго соблюдают предписания религии, остаются ортодоксально преданными ей евреями и относятся крайне несочувственно к попыткам реформировать религию в духе рационализма. В 1859 и 1860 гг. некоторыми амстердамскими передовыми евреями было основано общество Sochre Dea, имевшее целью насадить в Г. реформаторство в немецком смысле. В этом отношении много было сделано неким Хроником, красноречивым проповедником и приверженцем реформ. Однако все его старания в конце концов ни к чему не привели, хотя на первых порах вследствие разногласий в среде амстердамских евреев казалось, что Хроник пользуется некоторым успехом. Большое значение имело для духовного развития голландских евреев избрание доктора Иосифа Гирша Диннера в 1862 г. в ректоры раввинской семинарии; он реорганизовал этот институт таким образом, что в нем стали преподавать с низших классов общие предметы. Когда Диннер в 1874 г. стал главным амстердамским раввином, он изменил всю систему школьного образования, упразднив преподавание на еврейско-немецком языке и сделав обязательным преподавание на языке голландском. — Из органов печати отметим еженедельники "Centraal-Blad" и "Niеuw Israelietisch Weekblad"; кроме того, известный библиограф Рёст выпускал журнал "Israelietische Letterbode" в Амстердаме, а с 1867 г. там же "Joodsch Letterkundige Bydragen" (подробнее см. Амстердам); в Г. имеется также несколько очень известных евр. библиотек и книгохранилищ.

Внутренний вид сефардской синагоги в Амстердаме.

Ср.: Грец, XI; Рhilippson, Neueste Gesch. d. jüd. Volkes, I, 1907; A. Esquiros, Les juifs en Hollande, в Revue des Deux Mondes, 1856, okt.; Koenen, Geschiedenis der Joden in Nederland, 1843; Seeligmann, Die Juden in Holland, в Im Deutschen Reich, 1901, VII, 6 и 7; Da Costa, Israel en de Volken, 1876. [Пo J. E., IX, 231—233].

Раздел6.

Статистические данные о евреях Г. — Число евреев в 1780 году равнялось приблизительно 31.000; из них 22.000 жили в Амстердаме. Дальнейший рост евр. населения был таков:

В Г. насчитывается 99 евр. конгрегаций, причем 13 имеют менее 50 человек, 24 меньше 100, 48 меньше 500, 9 меньше 1000, 2 меньше 5000, одна около 10 тыс., а две свыше 10 тысяч. Самая крупная община — Амстердам; она насчитывала в 1903 г. 51.000 евреев, из которых 12.500 нуждавшихся; затем идут: Роттердам, 10 тыс., 1.750 нуждающихся; Гаага 5.754, 846 нуждающихся; Гронинген 2.400, из них 613 нуждающихся, Арнгем 1.224, из них 349 нуждающихся и т. д. (Joodsche Courant, 1903, № 44). Общее население Γ. в 1900 г. было равно 5.104.137, и евреи составляли немного свыше 2% всего населения. На 100 законнорожденных детей в 1906 г. было 1,43 евр.; так как евреи составляют свыше 2%, то, следовательно, рождаемость среди них ниже, нежели среди прочего населения. В 1906 г. родилось от евр. родителей 2.395 детей, 115 детей имели либо лишь отца, либо лишь мать евреев. — Преступность среди евреев низка: так, в 1900 г. были осуждены 14.301 христиан. и 187 евр.; в 1901 г. 14.552 христ., 178 евреев; в 1902 г. 14.917 христ. и 209 евр. За последние 10 лет (1898—1908) на 10.000 христ. было 29,78 преступников, а на 10.000 евр. всего 18,27; еще ниже евр. % рецидивистов: у христ. 18,27, у евр. — 5,39. — Ср.: Jew. Enc. IX, 233; Zeitschrift f. Demogr. u. Stat., 1905—1909.,

Раздел6.



   





Rambler's Top100