Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гольдмарк, Карл

— выдающийся композитор, род. в Кештели (в Венгрии) в 1830 году. С детства Г. обнаруживал необыкновенные музыкальные способности и уже восьми лет выступал, играя на скрипке, в собственном концерте в Эденбурге. В 1857 г. Гольдмарк устроил ряд концертов, на которых познакомил венскую публику со своими произведениями. В числе его первых музыкальн. опытов были: увертюра, псалом для хора и несколько мелких вещиц. Затем Г. переехал в Будапешт, где занимался философией, в то же время изучая контрапункт, фугу и инструментовку. Большим успехом пользовалась концертная увертюра "Сакунтала", блестящее оркестровое сочинение, представляющее полную ярких красок музыкальную иллюстрацию к драме Калидасы. Вслед за этой восточной музыкой Г. написал полную свежести "Весеннюю увертюру" и симфонию "Сельская свадьба", после чего снова возвратился к трагическому пафосу "Сакунталы" в увертюрах "Пентесилея" и "Сафо"; следующая за тем увертюра "Прометей" превосходит две предыдущие как по оригинальности музыкального содержания, так и по совершенству формы. Интересны также произведения Г. для хора. — С 1865 г. Г. занялся сочинением большой оперы на библейскую тему "Царица Савская", которая была в 1875 г. поставлена в Венском придворном оперном театре, затем обошла все сцены Европы и всюду встречала восторженный прием. Вслед за "Царицей Савской" с ее страстным драматизмом и оригинальным восточно-еврейским колоритом идет вторая опера — "Мерлин", написанная на мифически-рыцарский сюжет; затем следует "Das Heimchen am Herd" ("Сверчок у очага" — 1896), сюжетом для которого послужил идиллически-мирный рассказ Диккенса; здесь Гольдмарк неожиданно обнаружил новые стороны своего таланта: юмор и наивную веселость. Последняя опера "Die Kriegsgefangene", поставленная впервые в Вене в 1899 г., изображает трагический эпизод из Илиады, в котором действуют Ахилл, Агамемнон и другие герои Троянской войны. — По характеру музыкального стиля, говорит Ганслик, Г. занимает середину между Мейербером и Вагнером первого времени (Тангейзер). В Петербурге из опер Гольдмарка были поставлены "Царица Савская" и "Сверчок". — Ср.: Jew. Enc., VI; Henderson, Famous composers etc., 515—518; Maitland, Masters of German music, 137—169; Риман, Муз. сл.; Когут, "Знам. евреи".

М. Бер.

Раздел6.




   





Rambler's Top100