Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гошана Рабба

(הבר אנעשוה) — обычное название седьмого дня праздника Кущей, дня, когда восклицание "Hoschana" (помоги нам!) повторяется в молитве много раз. Название Г. Р. возникло в сравнительно позднее время, однако, характер самого дня, отличного от остальных дней праздника, определился еще во времена Хасмонеев, если не ранее. Новозаветное описание народной массы, восклицающей "Hoschana", держа пальмовые ветви в руках, ошибочно считается обычаем, будто бы практиковавшимся незадолго до Пасхи; на самом деле обычай этот относится к празднику Кущей. Мишна (Сук., IV, 5) подробно описывает процессию вокруг алтаря, которая в остальные дни праздника Кущей совершалась один, а в Г. Р. — семь раз. (О подробностях процессии с вербами см. Верба). Радость и веселье во время водовозлияния (см.) в праздник Кущей достигала апогея в день Г. Р. При введении нового календаря патриархом Гиллелем IV (около 361 г.) было обращено внимание на то, чтобы Г. Р. не совпадало с субботою. Все церемонии и молитвы, установленные для полупраздничных дней, применялись и применяются к Г. Р. как при существовании храма, так и в настоящее время; таковы, напр., чтение Галлеля, обряд с пальмовой ветвью и т. д. Вербный пучок из пяти ветвей не заменяет необходимого пучка из двух ветвей при лулабе (см.) — Абударгам сообщает об обычае читать в ночь на Г. Р. Пятикнижие (отрывки начала и конца каждой книги), Псалмы, отрывки из Зогара, произносить каббалистические молитвы и в перерывах есть фрукты, пироги и разные лакомства. Перед утренней молитвой сефарды читают особые "selichoth", в которых повторяется многократно молитва "тринадцати атрибутов" (Исх., 34, 6, 7; этот обычай, по-видимому, не был известен Абударгаму). В Амстердаме и некоторых местностях Англии, а также в Америке принято при этом трубить в рог ("schophar"). В обоих ритуалах в молитву Г. Р. входят Псалмы, читаемые по субботам и праздникам. После молитвы вынимают все свитки Торы из кивота; некоторые лица держат их в руках на алмемаре, другие же с пальмовою ветвью обходят алмемар семь раз (в остальные дни праздника только по одному разу), и кантор, предшествующий всем, читает: "Hoschana!" Тебя ради, Бог наш, "Hoschana!" Тебя ради, Создатель наш и т. д." (см. иллюстрацию).

Шествие в Гошана-рабба (с картины Пикара, 1723).

При последней молитве вместо лулаба они берут в руки пучок вербных ветвей и, произнося "Кол Мевассер" ("глас возвещающий"; намек на мессианские чаяния), бьют несколько раз οземь этими ветвями. — Ср.: Махзор Витри (приведены все ритуалы, в том числе и современный); Сук., 42б — 51б; Иер. Шек., IV, V. [Из J. E., VI, 476—478].

— Интересны несколько народных поверий, связанных с днем Г. Р. Этот день считается отчасти судным днем: судьба каждого человека на грядущий год, которая по Талмуду определяется в небесном суде в дни "Нового года" и "Всепрощения", получает в этот день свою окончательную форму, и, по мнению каббалистов, каждому человеку невидимо посылается приговор в писаном виде (Pitka). Если присмотреться к своей тени, то можно увидеть судьбу свою и своих близких на грядущий год. Если, напр., чья-либо тень окажется без головы, то тут предзнаменование, что данный человек не доживет до будущего года. Впрочем, глоссы "Рамо" к Шулхан-Аруху (О. X, 664, § 1) замечают, что не следует испытывать судьбу и заглядывать в будущее.

Л. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100