Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Грамотность евреев в России

— Грамотность — отношение между числом грамотных и количеством всего населения (для большей наглядности исключают группу детей дошкольного возраста). Грамотным считается тот, кто умеет читать и писать на каком-либо языке. Но всероссийская перепись 1897 г. признавала грамотными и тех, кто умеет только читать (т. е. также малограмотных или полуграмотных). Г-ю ярко характеризуется степень народного образования, так как она является фундаментом для дальнейшего развития. Но статистическая регистрация Г-сти (при переписи) выполняется в несколько грубом виде путем отметок о посещении, в настоящем или прошлом, какого-нибудь учебного заведения либо об умении читать (и писать); при этом нет возможности индивидуализировать степень образованности. Для полноты картины с этими цифрами переписи сопоставляют данные школьной статистики. В отношении Г. евреев, которая слагается преимущественно из Г. по-еврейски и Г. по-русски, следует прежде всего отметить отсутствие точной статистики Г. на еврейском языке: еврейская Г. либо совсем не считается за таковую, либо регистрируется неполно. Счетчики переписи 1897 года, очевидно, почти совсем ее игнорировали, а само евр. население в огромной массе случаев считало свою, еврейскую, Г-сть, конфессиональную по происхождению, чем-то обычным, что подразумевается само собою и о чем излишне упоминать. Вследствие этого евреи, грамотные только по-еврейски, часто ошибочно регистрировались переписью как неграмотные — и в результате по данным переписи % грамотности евреев ниже действительного. Как известно, огромное большинство обучает детей в хедерах, а в последнее время — и в общих и специально еврейских школах. Поэтому среди евреев-мужчин грамотность не ниже 75—80%; среди женщин же, которые значительно меньше обучаются еврейским предметам и менее грамотны по-русски, она равна прибл. 50%. Между тем перепись зарегистрировала грамотных (на каком бы то ни было языке) евреев-мужчин всего около 50%, а женщин менее 30%. Эти данные переписи следует признать значительно преуменьшенными. Внося соответственные поправки, можно считать, что приблизительно 2/3 всего евр. населения (оба пола) грамотны и лишь 1/8 неграмотна, т. е. не умеют ни читать, ни писать ни на одном языке. Подтверждение этих отношений находим в характерных цифрах евр. иммиграционной статистики: среди эмигрантов (старше 14 лет) зарегистрировано в 1899—1907 гг. не умеющих читать и писать в среднем около 23%. Далее, произведенные в нескольких крупных городах (Минск, Витебск и др.) анкеты грамотности ремесленников показывают, что неграмотных не менее 30%. И в том, и в другом случае Г. по-еврейски также считалась зa таковую, притом обследование (как эмигрантов, так и ремесленников) касалось наиболее грамотных слоев евр. населения, преимущественно в возрасте 20—29 лет.

Диаграмма русской грамотности евреев в губерниях черты оседлости (из кн. В. Бруцкуса "Статистика евр. населения").

Западноевропейские евреи, воспринявшие европейскую культуру, более грамотны, чем русские евреи. По сравнению же с Г-стью населения отдельных государств грамотность евреев России занимает среднее место. Косвенным показателем распространенности Г. являются данные о количестве учащихся по отношению ко всему населению, а также расходы на начальное образование (на 1 душу населения). У евреев, по данным Евр. кол. о-ва за 1898 г., всего учащихся около 435 тысяч (375 тысяч — в хедерах и 60 тысяч — в школах), т. е. на 100 душ евр. населения приходится около 9 учащихся. Эта цифра значительно выше, чем в общем населении России (3,7), но ниже, чем в Бельгии (12,4), Германии (16,5), Англии (17,6), Швейцарии (19,3) и Соединенных Штатах (20,6). — Что касается расходов на начальное образование, то русским евреям оно обходится ежегодно почти в 10 миллионов рублей (8½ млн. — хедеры и 1½ млн. руб. — школы), т. е. приблизительно 2 р. на 1 душу евр. населения. В России на 1 душу приходится 44 копейки, в Бельгии 1 р. 92 к., в Германии 3 р. 54 к., в Англии 3 р. 80 к., в Швейцарии 5 р. 40 к. и в Соедин. Штатах 5 р. 90 к. ("Атлас диаграмм по экономическим вопросам" Д. Х. Озерова). Нельзя не отметить, впрочем, что хедерное обучение обходится евреям слишком дорого и дает малоудовлетворительные результаты. — Для характеристики грамотности евреев по-русски данные переписи 1897 г. являются вполне пригодными; % евреев об. пола, грамотных по-русски 24,6: для мужч. 32,0%, для женщ. 17,5%. Если же рассматривать в отношении русской Г. лишь евр. население старше 9 лет, то окажется, что грамотных мужчин 42,9% и женщ. 22,5%. Вышеупомянутая средняя норма (24,6%) повышается в городах до 30,3% и понижается в уездах (куда входят и местечки) до 18,9%: в городах обучение поставлено лучше. По сравнению с другими народностями России евреи по Г. на русск. яз. уступают только немцам и превосходят все другие народности (см. таблицу в %%):

Если вообще еврейское население в отношении русской Г-сти опередило остальную массу населения, то в городах евреи являются наиболее отсталым элементом; в городском населении грамотных: немцев 57,1%; русских 46,7%; литовцев и латышей 42,8%; поляков 35,9%; евреев 30,3%, т. е. ниже средней нормы Г-сти в городах (40,0%). Нижеприведенная таблица (в %) показывает распределение грамотности по-русски по возрастным группам.

Процент русской грамотности среди евреев Российской империи.

Как показывают таблица и особенно данные по черте оседлости, максимум грамотных по-русски среди евреев мужчин падает на группу от 20 до 40 лет; это свидетельствует о том, что евреи часто изучают русский язык и грамоту не в детстве, а уже взрослыми, вступив в практическую жизнь и ощущая в них потребность. Влияние внешкольного образования проявляется в том, что в возрасте от 20 до 29 лет больше всего грамотных как в городском, так и в местечковом населении. Вследствие лучшей постановки школьного и частного обучения в городах среди городского еврейск. населения больше грамотных в ранних возрастах. Русская грамотность евр. населения различна в отдельных районах. Внутренние губернии: мужч. 52,3%, женщ. 38,6; Сибирь — 45,8 и 26,9; Прибалтийский край — 39,0 и 28,6; Средняя Азия — 33,2 и 22,1; Кавказ — 22,7 и 11,4 (в территории вне черты оседлости всего 43,0 и 31,5); Северо-Запад. край — 31,3 и 17,4; Царство Польское — 22,3 и 11,6; Юго-Зап. район — 31,5 и 15,0; Юго-Вост. — 50,1 и 28,9 (в пределах черты оседлости — 30,5 и 15,9). Наиболее высок % (свыше 40%) грамотности в трех юго-восточных губерниях: Полтавской, Екатеринославской и Таврической. За ними следуют примыкающие к ним Черниговская и Херсонская (около 35%). Ниже 30%, но выше 25% грамотность в губерниях Могилевской, Витебской и Сувалкской. Близко к средней норме русской грамотности (23%) губернии Виленская, Киевская, Минская и Гродненская; ниже средней нормы грамотность по-русски евр. населения в Бессарабской, Подольской, Волынской, Ковенской и во всех губерниях Ц. Польского (где значительна польск. грамотность), кроме Сувалкской (более сходной с губерниями Сев.-Зап. края). — Ср.: "Сборн. матер. об эконом. полож. евр. в России", тт. I и II; В. Бруцкус, "Статистика евр. населения"; Wig—us, "Иммиграция евр. в Соедин. Штаты", "Восход", 1903; Пругавин, "Справ. сведения по нач. нар. образованию"; И. Озеров, "Атлас диаграмм по экономическ. вопросам"; его же, "На борьбу с народной тьмой"; Статист. справочник 1906 г., вып. I; Н. Рубакин, "Грамотность" (Энцикл. словарь); "Справочная книга по вопр. образования евреев".

Я. Шабад.

Раздел8.



   





Rambler's Top100