Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Грегуар, Анри

(аббат) — знаменитый защитник евреев во время Французской революции, видный член Национального собрания и деятель Реставрации, лишенный причастия и христианского погребения (1750—1831). Живя в Лотарингии, черте оседлости французских евреев 18 в., Г. рано стал интересоваться евр. вопросом, и когда Мецское общество искусств и наук предложило в 1787 г. конкурс на тему: "Есть ли способ сделать евреев более полезными и более счастливыми во Франции?", Г. представил сочинение по этому вопросу и удостоился премии (вместе с З. Гурвицем и Тьерри). С самого начала Г. заявил себя сторонником полной эмансипации евреев; он восклицает: "Наступает новое столетие: пусть мирные пальмы человечества украсят его вход. Откройте евреям убежище, где бы они могли безопасно приклонить голову и осушить свои слезы, и пусть, наконец, еврей, платя христианину взаимною любовью, обнимет в нем своего согражданина и друга". Г. не скрывает ни от себя, ни от других еврейских недостатков, но он понимает причины их и выражает их в следующей форме: "Il était méprisé, il était devenu méprisable" (он был презираем, и он стал презренным). Но тут же прибавляет: "Мы на их месте были бы, вероятно, еще хуже". Выступление католического священника в пользу евреев породило толки в обществе, и в то время как одни восхваляли небывалое мужество "человека в рясе", другие порицали его "погоню за дешевой популярностью"; однако упреки мало влияли на Г., который во время выборов в Генеральные штаты агитировал за внесение в наказы требования об эмансипации евреев и был одним из весьма немногих депутатов от Эльзаса и Лотарингии, прошедших с мандатом об уравнении евреев в правах с прочим населением. В Национальном собрании Г. первый заговорил о защите евреев, когда в связи со взятием Бастилии в стране возникли крестьянские волнения, сопровождавшиеся в Эльзасе и Лотарингии евр. погромами. Как "служитель религии любви", Г. 3 августа 1789 г. протестовал против народной жестокости и требовал решительных мер в пользу "несчастной и гонимой нации". Когда собрание отказалось идти навстречу предложению Г., он вступил в переговоры с евр. представителями различных направлений и выработал особый доклад по евр. вопросу, намереваясь 1 сентября 1789 г. представить собранию "требования евреев, живущих во Франции". Вследствие отказа собрания выслушать доклад Г. опубликовал его в виде особой брошюры "Предложение в пользу евреев", заканчивавшейся словами: "50 тыс. французов проснулись сегодня рабами; от вас зависит, чтобы они легли спать свободными людьми". Продолжавшиеся в Эльзасе погромы заставили Г. снова выступить (в сентябре) в пользу евреев и ходатайствовать о допущении в собрание евр. депутации от пострадавших провинций. Ввиду невозможности проведения эмансипации французских евреев Г. при обсуждении вопроса об уравнении в правах бордоских евреев предложил даровать все права евреям, известным под именем португальских, испанских и авиньонских, вопрос же об эльзас-лотарингских рассмотреть в особом заседании. Предложение Г. было принято 28 января 1790 г. Энергичная защита евреев Г. сделала его имя ненавистным всей клерикальной и феодальной партии, и Г. стал мишенью для нападок не только за его юдофильство, но и за преданность делу революции. Он — еврейский Мессия, король Соломон, раввин, служитель Израиля; его изобличают в каких-то заговорах против католической религии, ему приписывают различные злодеяния, от его имени публикуют брошюру "A la nation juive, salut, argent et liberté plenière"; в уста ему вкладывают слова: "давайте нам деньги, собрание в них нуждается" и т. д. Однако ничто не могло остановить Г., который до конца жизни оставался убежденным и красноречивым защитником евреев. Во время Первой империи он в звании сенатора вступил в полемику с Бер-Исааком Бером (см.) по вопросу о характере и значении Талмуда, являясь сторонником одной лишь Библии. — Ср.: Дубнов, "Эмансипация евреев", 1906; Léon Kahn, Les juifs de Paris, 1899; Abraham Cahen, L'émancipation des juifs devant la Société royale des sciences etc., в Rev. ét. juiv., 1880, I.

С. Лозинский.

Раздел6.




   





Rambler's Top100