Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гуна, бар-Аббин Гараген

(называемый также Нехуния, Хуна и Хунья) — палестинский аморай первой половины четвертого века; ученик р. Иеремии, от имени которого он сообщает некоторые галахические и агадические изречения (Иep. Дем., 21д; Пес., 36d и в друг. мест.). Что имя "Нехуния", от которого образовались "Хуна" и "Хунья", обозначает Г., показывает тот факт, что изречение, которое приводится в Песах. (XVIII, 31d) от имени Г., цитируется в Мидраше Тегил. (к Пс., 14, 6) его учеником Танхумой от имени Нехунии. Г. занимал выдающееся положение в тивериадской академии; последней руководил тогда р. Иoce, с которым он вел галахические споры (Иep. Шек., 48б). Г. жил некоторое время в Вавилонии (Иep. Шек.; 48б; Рош Г., II, 2) и был хорошо знаком с галахами вавилонских амораев, которые он часто приводит в иерусал. Талмуде. Вероятно, он познакомился с Равой, главой махузской школы, во время своего пребывания в Вавилонии и сделал ему тогда важное сообщение относительно вставочных месяцев (Рош Г., 21а). Г., по-видимому, обладал некоторыми медицинскими познаниями; он говорит о действии Rubiа tinctorum (марена, האופ) и асафетиды (תיתלח; Иep. Шаб., 8б, 17b). — Г. был искусный агадист, и его изречения часто приводятся в мидрашитской литературе. Его агады носят на себе печать горячей любви к своему народу. Он — ожесточенный враг римлян, к которым применяет эпитет לבנ (Пс., 14,1), потому что они наполнили весь мир трупами (игра слов הלבנ — לבנ; Мидр. Тегиллим к Пс., ad loc.). "В трех вещах греки превосходят римлян: в законодательстве, в живописи и в литературе" (Веresch., XVI, 7). Г. чрезвычайно высоко ставил изучение Торы и утверждал, что оно искупает даже смертный грех (Wajikra rab., XXV). Зависть он считал величайшим грехом. Израиль был изгнан лишь за то, что нарушал десятую заповедь (Pesikta rab., 24). Интересно то, что, хотя Г. был священнического рода, он отказывался получать десятину (Иep. Маас. Шени, V, 56б). — Ср.: Heilprin, Seder ha-Doroth, II, 125; Z. Frankel, Mebo, стр. 73в; Bacher, Ag. pal. Amor., III, 272 и сл. [J. E., VI, 493].

Раздел3.




   





Rambler's Top100