Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Гурвич, Саул

(ץױורוה שיא יש) — писатель; род. в местечке Уваровичах (Могилевской губернии) в 1860 г.; начал свою литературную деятельность рядом статей по истории развития библейско-талмудического законодательства ("Рассвет", 1881—82). Издав в 1883 г. исследование "К истории развития бракоразводного права у евреев", Г. перешел к древнееврейской литературе и в течение ряда лет принимал деятельное участие в Haschachar, Hameliz и др. органах. Особое внимание обратила на себя серия его статей "Sam Chaim we Sam Maweth" (Hameliz, 1884—85). Стоя на палестинофильской точке зрения, Г. с целью пропаганды перевел на древнееврейский язык "Rom und Jerusalem" Гесса (напечат. в извлечении в Hamagid, 1884). Наиболее крупная работа Г. того периода — монография о Η. Крохмале (Ziun la Nefesch Renak) — была издана (1886) национальным кружком Bne-Zion. В том же году появилась "Haibriah we-hajahduth" (семейное и социальное положение еврейской женщины по Библии и Талмуду). После долгого перерыва Г. выступил статьей "Lischalath Kium ha-Jahduth" (о существовании иудаизма, Haschiloach, 1904, VII), вызвавшей долгие дебаты в еврейской печати. Продолжением этой статьи является "Schtei Derachim" ("Два пути", Haschiloach, 1907, VII); здесь Г. высказывает мысль, что перед еврейством имеются лишь два пути: или сионизм, или полная ассимиляция. С 1908 г. Гурвич состоит редактором научного сборника Heatid, в котором поместил монографию о Иегуде Галеви (также отдельно, 1908) и статью "Hachassiduth we haaskalah" (II, 29—99), в которой Г. резко, но не достаточно обоснованно выступает против замечаемой в новейшей еврейской литературе тенденции поэтизировать хасидизм; он подчеркивает, что хасидизм, к которому с самого начала примкнули "худшие элементы еврейства" (стр. 59), не только не внес в еврейство ничего свежего, но "значительно загрязнил дух иудаизма" (стр. 41). Г. видит поэтому в поэтизировании хасидизма признак "духовного упадка". Г. — один из основателей культурного учреждения "Sinai" и инициаторов созыва конгресса по еврейской культуре. Ныне (1910) Г. проживает в Берлине.

Ц.

Раздел7.




   





Rambler's Top100