Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Делич, Франц

— известный христианский гебраист, род. в 1813 г. в Лейпциге, ум. в 1890 г. там же. Д. безусловно не еврейского происхождения, хотя его нередко считали евреем за глубокие познания в раввинской письменности, с одной, и симпатизирование евреям, с другой стороны, к чему еще присоединялось то обстоятельство, что он называл "дядею" своего крестного отца, действительно происходившего из евреев. Рано посвятив себя изучению семитических яз., Д. в 1844 г. был назначен адъюнкт-профессором в Лейпциге, а затем последовательно занимал ординатуру в Ростоке, Эрлангене и с 1867 г. снова в Лейпциге, где и прожил до самой смерти. — Заслуги Д. перед евр. филологиею и историею литературы, равно как в области библейской экзегетики, огромны. В качестве библейского критика Д. принадлежит к числу ее передовых борцов, причем занял это положение постепенно, эволюционировав от крайнего консерватизма в этой области (для примера интересно проследить его взгляды на тексты Пятикнижия, данные Второзакония, гл. 40—57 Исаии и кн. Даниила). Впрочем, в этой области науки Д. работал без особенного увлечения. Зато еще на студенческой скамье он глубоко заинтересовался побиблейскою евр. литературою, что отразилось и на его экзегетических работах (см. ниже), в которых имеется масса выдержек из памятников талмудической и новоеврейской письменности. — В 1837г. Д. составил каталог евр. и сирийских рукописей лейпцигской "Rathsbibliothek" (изд. в 1838 г.). В сотрудничестве со Штейншнейдером он выпустил в 1841 г. комментированное издание "Ez Chajim" Аарона б.-Илия. Главнейшим трудом Д. в области раввинской литературы, до сих пор не утратившим своего значения, является его "Zur Geschichte der jüdischen Poesie" (1836). В связи с этим сочинением следует упомянуть также его "Jüdischarabische Poesien aus vor-muhammedanischer Zeit" (1874), "Jesus u. Hilleb (3 изд., 1879), "Jüd. Handwerkerleben zur Zeit Jesu" (3 изд. 1879), а также переработку труда Вебера "System der altsynag. Theologie" (1880). — В области чистой теологии главнейшими трудами Д. являются его "Pentateuch-kritische Studien" в Zeitschr. für kirchliche Wissenschaft (1880, 1882), а также комментарии к: Бытию (1852, 1853, пересмотр. изд. 1887), Иову (1864), Исаии (1866, 1889), Псалмам (1867), Притчам (1873), Песни Песней и Екклезиасту (1875). Хотя Д. и положил в основание библейских комментариев чистый масоретский текст без изменений и исправлений, тем не менее, в экзегетическом отношении его толкования могут быть названы безукоризненными. — Кроме того, Д. проявил себя и в других областях библейской науки; так, напр., в 1873 г. он принимал деятельное участие в пересмотре лютеровского перевода Библии, предпринятого саксонским правительством. Вместе с Зелигманом Бером (см.) он работал над оставшимся, к сожалению, неоконченным изданием пересмотренного масоретского библейского текста; в связи с этим он дал ряд изысканий (с 1871 до 1886 гг.) относительно Комплютензийской полиглотты. — В общественной жизни Д. выступал в качестве ярого противника антисемитского движения в Германии и был одним из авторитетнейших оппонентов пресловутого Ролинга, обвинившего евреев в ритуальных убийствах. Еще в 1841 г. Д. публично выступил с опровержением этого обвинения в дрезденской Waisenhauskirche, а в 1882 г. издал брошюру "Christliche Zeugnisse gegen die Blutbeschuldigung". В тесной связи с этим стоят его "Rohlings Talmudjude" (7 изд., 1881), "Was D. August Rohling beschworen hat?" (1883), "Schachmatt den Blutlügnern Rohling und Justus" (2 изд., Эрланген, 1893) и "Neueste Traumgesichte des antisemitischen Propheten" (ibidem, 1883). — Столь энергичное выступление Д. против клеветнических наветов антисемитов не помешало ему выступить в 1882 году со своим "Christentum und jüdische Presse", где дается отповедь несправедливым нападкам евр. прессы на христианство. Вообще Д. стремился к возможно всестороннему ознакомлению евреев с сущностью христианства, ввиду чего он в 1886 г. основал в Лейпциге особое учреждение, получившее после смерти Д. название "Institutum judaicum Delitzschianum" (в отличие от одноименного учреждения в Берлине). Для евреев же Д. в сотрудничестве с Т. Е. Залкинсоном перевел на др.-еврейский язык Евангелие (1877). Д. интересовался особенно движением южно-русских евреев в пользу принятия христианства; ср. его Une église judéo-chrétienne en Bessarabie. Documents relatifs à sa formation publiés par M. le professeur Delitzsch, traduits et accompagnés d'une notice historique et de l'examen du caractère scripturaire de ce mouvement par Gustave A. Kruger, Lausanne, 1888; Rabinovitsch, Joseph, Schriften des Inst. judaic. in Leipz., № 16. — Neue Documente der südrussischen Christentumsbewegung. Selbstbiographie u. Predigten von J. Rabinovitsch, her. von Fr. Delitzsch., а также Documente der national-jüdischen christgläubigen Bewegung in Südrussland. Im Original u. deutscher Uebersetzung mitgetheilt von Franz Delitzsch, Erlangen, 1884 (Schriften des Institutum judaicum in Leipz., № 4), 2 revid. Aufl., 1885. [J. E., IV, 507—8 с доп.].

Раздел4.




   





Rambler's Top100