Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Демавенд

— город в Северной Персии. Евр. община образовалась в начале 18 в., когда Персия подверглась нашествию афганцев; сюда прибыли 4 семейства из соседнего города (ныне деревни) Галлиара, родоначальники нынешних 4 коренных родов, носящих по имени своих предков фамильные прозвища Исаади, Коаи, Мурабети и Хосрови. Значительно позже к ним присоединились евреи из одной местности в Мазандеране, по имени которой их потомки носят фамильное прозвище Зергерди. В 1905 г. свыше 60 евр. семейств; наиболее распространенными занятиями являются торговля вразнос по окрестным деревням и становищам кочевников и врачебная профессия. В Д. имеются 4 синагоги, одна частная школа. Из 2 раввинов один считается главою Д. общины, признаваемой официально, причем здесь еще сохранилась должность раиса (староста), который является представителем общины перед властями. Евреи говорят между собою на наречии, гораздо более приближающемся к лучшим диалектам персидского языка, чем наречие местных мусульман, что указывает на происхождение их предков из Южной Персии. Согласно фирману шаха Наср-Эддина, за Д. общиной было закреплено право на владение знаменитым еврейским кладбищем в Галлиаре, окруженном в глазах персидских евреев мистическим ореолом и называемым у них "Гилеадом" по имени библейской области Гилеад. Кроме общего всем персидским евреям верования, что быть похороненным на этом кладбище равносильно тому, чтобы быть похороненным в Иерусалиме, откуда подземный путь ведет прямо к Галлиару, у местных евреев существует масса легенд, генетически связанных с этим верованием. По одной из них, галлиарские предки происходили от тех костей, которые оживил пророк Иезекиил по слову Господа Бога (Иез., 37, 1—11). Список надгробных надписей и перевод их на персидский язык, сделанный местным муллой (раввином) Аим Абрагамом для покойного шаха Наср-Эддина, остался неопубликованным. Наиболее старые сохранившиеся камни относятся не далее чем к началу 16 в., так как камни издавна употреблялись окрестными жителями для построек и мельниц. — Ср.: Haasif, 5649 (А. Неймарк); "Восх.", 1905, 8—10 (М. А. Абезгуз) и отчеты Alliance Israélite Univers.

И. Б.

Раздел5.




   





Rambler's Top100