Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Дидро, Дени

— знаменитый французский философ и энциклопедист (1713—1784). Подобно другим великим мыслителям 2-й половины 18 в., Д. был апостолом веротерпимости и равенства; однако в еврейском вопросе он нередко обнаруживал наравне с грубыми промахами с точки зрения истории и значительное непонимание психологии еврейской души; это непонимание вытекало, главным образом, из того, что Д., как и многие другие мыслители, никогда в жизни не сталкивавшиеся с евреями, судил о них или по немногим литературным материалам, или по распространенным о них легендам и предрассудкам. В своей знаменитой статье о еврейской философии, написанной для энциклопедии, Д. не избег многих установленных тогда ошибочных мнений о евреях и засвидетельствовал перед всем ученым миром свое незнакомство с иудаизмом. То же приходится сказать и о его "Voyage en Hollande": блестящие меткие очерки наравне с большими достоинствами изобилуют и ошибками, когда дело идет о евреях. В знаменитом "Племяннике Рамо" имеются два места о евреях — и оба эти места не выдерживают научной критики. Так, Д. рассказывает, что какой-то авиньонский еврей, желая воспользоваться богатством некоего единоверца, сумел внушить к себе особое доверие со стороны богатого еврея, которого он в конце концов выдал инквизиции. Эта история уже потому неправдоподобна, что в Авиньоне, как во всем Венессенском графстве (ср. соотв. ст.), евреям никогда не было запрещено свободно исповедовать свою религию. Так же неправдоподобен и другой рассказ Дидро о евреях: какой-то ортодоксальный еврей из Утрехта совершает ряд неблаговидных торговых сделок (простая насмешка). Здесь автор выводит еврея, забыв, что почти то же самое он в "Voyage en Hollande" уже говорил о голландцах. Однако это отношение к евреям, находящее объяснение в предрассудках того времени, не должно заставить забыть, что Дидро был борцом за веротерпимость и свободу, и евреи не могут не причислять его к тем, голос которых раздавался, хотя косвенным образом, в их пользу. — Ср.: Theodore Reinach, в Rev. études juives, VII. [J. E., IV, 594—595].

Раздел6.




   





Rambler's Top100