Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Дина, в Библии и раввинской литературе

הניד. — В Библии. Дочь Якова от жены его Леи. Во время пребывания Якова в Сихеме ее однажды увидел сын царя Хамора, Сихем, и, воспылав к ней страстью, совершил над нею насилие и спрятал ее в своем дворце. Когда братья вернулись с поля, где они пасли отцовские стада, Яков рассказал им о случившемся и они, считая себя опозоренными, решили жестоко отомстить Хамору, его сыну и всем жителям Сихема. Когда в это же время Хамор обратился к Якову и его сыновьям с просьбой не чинить препятствий браку Сихема с Диною и за это предложил им ряд льгот и подарков, те наружно согласились на этот брак, но поставили условием, чтобы царь его сын и все жители мужского пола произвели над собою обряд обрезания — тогда им не будет стыдно отдать свою сестру и дочь за Сихема. Хамор согласился произвести обрезание над собою и сыном и убедил также свой народ последовать его примеру. Когда обряд был совершен над всеми сихемскими мужчинами и те, больные, были лишены возможности защищаться, братья Д. — Симеон и Леви, вооруженные, ворвались в город, беспрепятственно перебили всех мужчин, а Д. вернули в отцовский дом. Не удовольствовавшись этим избиением, они разграбили город и забрали с собою весь скот и другие ценности (Быт., 34, 1 и сл. до конца). Яков, несмотря на свою личную скорбь по поводу Д., был очень опечален и удручен поступком сыновей — Симеона и Леви, не только потому, что это дело могло навлечь на него большие неприятности и опасности (Бытие, 34, 30), но и оттого, что видел в нем безнравственность и жестокость. Поэтому престарелый патриарх в предсказании судеб сыновей, между прочим, о Симеоне и Леви отзывается следующим образом: "Симеон и Леви — братья; орудия грабежа природны им; да не вступит в совет их душа моя, и к собранию их да не приобщится честь моя, ибо в гневе своем убили мужей и по прихоти своей истребили волов" (Быт., 49, 5—7). — В позднейшей литературе, наоборот, поступок двух братьев восхваляется; автор кн. Юдифь (IX, 2 и сл.) даже прославляет Бога за то, что Он дал Симеону достаточно силы, чтобы отомстить за позор, причиненный его сестре. Флавий в своем рассказе об этом событии совершенно опускает эпизод с обрезанием. Кроме того, и вся обстановка рассказа у него несколько изменена. Так, о Дине повествуется, что она вышла, увлеченная желанием посмотреть на наряды сихемских женщин в то время, когда царский сын Сихем устраивал пир; о братьях же ее сообщается, что они воспользовались тем, что жители совершенно опьянели на этом пиру, и ограбили город. — В "Завете Патриархов" (III, 6—8) Леви совещается со своим отцом и братом Реубеном о том, что предпринять по поводу случая с Д.; они приходят к решению о необходимости настоять только на обрезании жителей Сихема. Когда же Яков узнает, что он обманут, то впадает в сильный гнев; но Леви указывает ему на то, что кара, постигшая город и его жителей, вполне ими заслужена, так как у сихемцев уже вошло в привычку насиловать женщин. Этим он успокаивает гнев и ужас Якова. В действительности же ангел поручил Леви отомстить за обиду, нанесенную его сестре (ibid., III, 5). — Некоторые ученые усматривают в Быт., 48, 22 намек на участие самого Якова в ограблении города, но против этого возражают Гункель (Gunkel, Genesis, 378) и др.; кроме того, и текст в этом месте настолько неясен, что из него никаких определенных выводов сделать нельзя. См. Асенат.

Раздел1.

— Взгляд критической школы. — Рассказ о Дине, по мнению некоторых библейских критиков, лишен какого бы то ни было исторического содержания; он является только отражением древних ссор и междоусобий, которые возникали между кланами в случае насилия, совершенного над женщиной; ввиду этого рассказ о Д. получает особенно ценное значение с той точки зрения, что дает освещение некоторых первобытных обычаев, прежде всего, конечно, того правила, по которому братья должны были мстить за поруганную честь своей сестры. И поныне подобный обычай существует у кочевых арабов, бедуинов, которые ригористически применяют его (Tuch, Genesis, 407). — По предположению Гункеля (Genesis, 336 и сл.), рассказ о Д., изложенный в Быт., 34, составлен из двух совершенно различных и независимых друг от друга версий. По первой из них, Д. после насилия, совершенного над нею, не остается в доме Сихема, вследствие чего он и умоляет своего отца Хамора во что бы то ни стало добыть ее ему в жены; Хамор вступает в переговоры с Яковом, предлагает ему за согласие большие льготы и дары и выражает, со своей стороны, согласие подвергнуть себя, сына и своих подданных обрезанию; далее на город производится нападение, Сихем разграбляется, и Господь приказывает Якову удалиться из Сихема (35, 1 и сл.). По второму же рассказу, Д. захвачена в плен и остается у Сихема. Чтобы успокоить ее тревожное состояние, Сихем через своего отца вступает в переговоры с Яковом; Якову предлагаются большие подарки, но он медлит с решением до возвращения сыновей, находящихся в поле; многие из них соглашаются на условия Хамора и Сихема, непримиримыми остаются лишь Симеон и Леви: они могут смыть позор своей сестры только кровью обидчиков. Этот вариант не закончен. Далее, по мнению Гункеля, должен был следовать рассказ о том, что попытки братьев отомстить не удались и что они сами погибли в битве с жителями Сихема. — Предсказание Якова, посвященное Симеону и Леви, представляет, по утверждению того же Гункеля, третий вариант истории Дины, в котором чувствуется уже намек на роковые последствия, которые повлек за собою для братьев этот инцидент. — Гункель утверждает, что в основании рассказа о Д. лежат несомненно исторические события. Д. представляет один из израильских кланов, а царский сын Сихем — город Сихем, существовавший уже в глубочайшей древности. Клан Дины был захвачен в плен жителями Сихема, и близкие сородичи этого клана — колена Левиино и Симеоново — в попытке взять город Сихем и освободить родственный им клан (со стороны сестры) нашли свой печальный конец. Борьба эта не могла иметь место в период патриархов; она относится к началу эпохи Судей, недолго спустя после вторжения израильских колен в Ханаан. [J. E., ІV, 605—606].

Раздел1.

— В раввинской литературе Дина порицается за историю с Сихемом, потому что она "выступила" (кн. Бытия, 34, 1), и братьям ее пришлось силой отрывать ее от Сихема (Koheleth rab., Χ, 10; Beresch. r., LXXX). Когда Яков отправился встречать Исава, он предварительно запер Дину в клеть из боязни, что Исав пожелает жениться на ней. Такой образ действий его вызвал неодобрение Бога: "Если бы ты вовремя выдал замуж свою дочь, то она не была бы введена во грех и, кроме того, могла бы оказать благотворное влияние на своего мужа" (Beresch. rabba, LХХХ). Брат ее Симеон обещал выдать ее замуж, но Д. не хотела покидать Сихема из страха, что после ее позора никто не захочет взять ее в жены (l. c.); однако позднее она была выдана замуж за Иова (Баба Б., 16б; Beresch. r., l. c.). Когда Д. умерла, Симеон похоронил ее в стране Ханаанской. Поэтому она всюду упоминается под названием "Ханаанской женщины" (Бытие, 46, 10). Саул (там же) был ее сыном от Сихема (Bereschith rabba, l. c.). [J. E., IV, 605].

Раздел3.




   





Rambler's Top100