Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Единорог

— мифическое неукротимое животное, представляемое древними в виде необузданного коня с огромным черным рогом, который выступает на лбу на два локтя; его родина — страна индусов и Центральная Африка. Согласно Плинию (Plinius, Hist. natur., VIII, 21), E. (monokeros) — зверь чрезвычайно дикий. Туловищем он весьма похож на лошадь, головою на оленя, ногами на слона, хвостом же на кабана. Многие библейские комментаторы, следуя Септуагинте, усматривают Е. в евр. слове "reem", םאר, םיר, несмотря на то, что в Библии говорится о рогах "реема" всегда во множественном числе (Второзакон., 33, 17; Псал., 22, 29). Животное "реем" часто упоминается в Библии и по ее описанию отличается высоким ростом, стройностью тела и легкостью. Его рог служит в Св. Писании символом гордого величия и несокрушимой силы. Эти свойства, однако, присущи также зубру и другим животным. Аквила и Саадия к Иову, 39, 9 передают "reem" через носорога, а Бохарт и другие усматривают в нем антилопу, которая распространена в Сирии и Палестине. Талмуд отождествляет "reem" с "urzilla", баснословным животным величиной с гору Tabor, רובת, т. е. в 40 (или 4) "парса", почему он не мог войти в Ноев ковчег, а был привязан к нему за рога (Зебах., 113б; Баба Батра, 73б; ср. Тосафот, s. v. Urzilla, и Ялкут, II, 73д, по которому зверь доходит до облаков, но где вовсе не сказано, что это был единорог). Талмуд, Хулин, 59б, знает Е. под названием שרק, которое разрешается употреблять в пищу, хотя у него только один рог. Рабби Иегуда (ib.) объясняет "keresch" как лесной олень, средневековых писателей. Здесь Талмуд явно имеет в виду антилопу. В другом месте Талмуд отождествляет с Е. животное "tachasch", שחת, кожу которого Моисей употребил на покрытие Скинии (Исход, 25, 5) и которое, согласно р. Мееру, было однорогим (Шабб., 22б). В талмудических сказаниях на Е. ездят праведники, Давид, однажды найдя Е. спящим в пустыне, где он пас овец своего отца, и полагая, что это гора, взошел на него, отчего Е. проснулся и помчался во весь опор. Давид был, таким образом, поднят до небес (Midrasch Tehillim, ed. Buber, к 22, 28). В средневековых еврейских сказаниях праведники ездят лишь на львах, а не на Е. Е. играет видную роль в средневековых легендах и сказках; на нем ездят волшебники и волшебницы, и он убивает всякого человека, попадающегося ему на пути. — Ср.: Tristram, Natur. hist., 146; Lewysohn, Z. T., 114, 126, 149; C. Cohen, Gesch. des Einhorns, Berlin, 1896; Kohut, Aruch, s. v.; Schaare Jeruschalaim, Bapш., 1873. [По Jew. Enс., XI, 344 с дополнениями].

Раздел3.




   





Rambler's Top100