Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Житловский, Хаим

— писатель и общественный деятель; родился в 1863 году в Витебске. В 1887 г. Ж. обратил на себя внимание работой "Мысли об исторических судьбах еврейства", в которой автор пытался объяснить ход истории еврейского народа экономической борьбою классов в древней Иудее и стремлением еврейства к национальному самосохранению. В конце 80-х гг. Ж. эмигрировал из России и поселился в Берне. Примыкая к мировоззрению приверженцев субъективного метода в социологии, Лаврова и Михайловского, Житловский в ряде работ подверг критике основы марксизма и пришел к выводу, что диалектический материализм полон непреодолимых противоречий. В сочинениях "Der Sozialismus und die Nationalitätenfrage", "Национализм и классовая политика пролетариата" ("Серп", I), "Экономический материализм и национальный вопрос" (ibidem, II) и др. Ж. особенно подробно останавливается на основном грехе марксизма вообще и еврейского марксизма в частности, заключающемся в поверхностной оценке роли, которую играет национальный фактор в исторической жизни человечества. По мнению Ж., "национализм и экономизм — два крупнейших фактора общественной жизни и истории", и только когда считаются с обоими факторами, нет риска оказаться в противоречии с действительностью. Ж. один из первых среди еврейских теоретиков социализма уже в середине 90-х гг. отстаивал идею самостоятельного национального существования еврейского народа. В жаргонном органе "Der jüdischer Arbeiter" (1896, № 6) Ж., проповедуя идею культурного национализма, пытался отмежевать себя теоретически от сионизма и проводил ту основную мысль, что для нового национализма в отличие от старого решающим принципом является не отечество, не страна, а самостоятельная народная культура. Приверженец принципа свободной личности и свободной критической мысли, Ж. полагал, что еврейство должно добиваться в странах изгнания таких форм национальной жизни, при которых личность могла бы остаться в пределах народа, a народ мог бы развивать свою национальность даже в том случае, если бы ему пришлось отказаться от иудаизма с его религией, философией и нравственностью. Староеврейское духовное творчество при всей его значительной культурной ценности не должно, по мнению Ж., стать цензом, определяющим принадлежность к еврейской национальности; можно быть евреем не только по Бешту или по Спинозе, но будто и по Иисусу Христу. Ж. полагал тогда, что можно в самой диаспоре добиться нормальных условий для развития еврейской национальности. Достаточно только завоевать в диаспоре права национальности для евр. народа, стоит только путем чисто евр. воспитательных учреждений развить разговорно-еврейский язык до степени литературно-научного — и сохранение еврейской национальности обеспечено на таких условиях, которые сделают излишним приверженность к определенным религиозно-философским традициям. Впоследствии, к началу 20-го в., Ж. постепенно отказался от "голусного" национализма, решив, "что никакая культурная самостоятельность немыслима там, где нет почвы своей земли под ногами, земли, т. е. без территории с однородным еврейским составом населения и с правом устраивать основы экономической жизни так, как это соответствует воле большинства евр. народа". Эти взгляды Ж. легли в основу программы организовавшейся при его участии группы "Возрождения" (см.) и партии сеймовцев. В то же время Ж. был одним из теоретиков социалистического направления, ведущего свою идейную связь с русским народничеством. — После манифеста 17 октября 1905 г. Ж. вернулся в Россию, где принимал участие в политической жизни страны. При его ближайшем участии выходили сборники "Серп" и жаргонный орган сеймовцев "Volksstimme", в котором, помимо публицистических статей, Ж. поместил ряд очерков по социально-экономическим вопросам. Переселившись в Америку, Ж. с 1909 г. издает в Нью-Йорке жаргонный ежемесячник "Dоs Nаiе Lеbеn". В статье, посвященной политическому сионизму (ib., 1909, X, 4), Ж. заявил, что он "стоит на пороге сионизма", но во имя свободы личности он подчеркивает, что национализм не должен быть связан с религией, и доходит до утверждения, будто "можно быть националистом или сионистом и в то же время исповедовать христианскую религию". В 1909—1910 гг. свои взгляды Ж. подробно изложил в вызвавших горячие споры в еврейской печати статьях "Der Zelem" (Dos Naie Leben, 1909, VІІ) и "Di Kristentum-Schaaloh var gebildete Juden"; кроме того, он дал на жаргоне в популярной форме историю философии от древнейших времен до новейшего. Заслуживают быть здесь отмеченными также: брошюра "Еврей к евреям" (под псевдонимом Хесин) и напечатанная за подписью Гайдаров статья "Аристотелизм в средневековой еврейской философии" ("Восход", 1901).

С. Цинберг.

Раздел7.




   





Rambler's Top100