Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Загадка

(הדיח; буквально — "остроумие") — В Библии. Древние евреи уже знали загадку в том смысле, как она понимается теперь. Такой характер носит загадка, предложенная Самсоном филистимлянам ("от едящего вышло едомое и от могучего вышло сладкое" — лев; Суд., 14, 13), а также, по-видимому, те загадки, которые были предложены царицей Шебы (Савской) Соломону (I Цар., 10, 1 и сл.; II Хрон., 9, 1 и сл.). Далее, библейская загадка представляет собою наставительную сентенцию (как, напр., в Притчах 30, 15 и сл.), стремящуюся сохранить форму загадки, но лишенную ее существенного содержания, а именно адекватной характеристики предмета и паузы перед ответом. Иногда библейская "хида" (загадка) представляет притчу, как, напр., в книге Иезекиила, 17, 3—10, но здесь она не чистая притча, а соединение характерных черт загадки и аллегории. Наконец, термин "хида" употребляется еще в Библии для обозначения необычного или неясного способа выражения, как это видно из Числ., 12, 8. — По мнению некоторых ученых, можно найти известное сходство между древнеизраильскими загадками и арабской эпигматической литературой, состоящей из многочисленных отделов. Флавий сообщает, что финикийской истории Дия он нашел некоторые отрывки загадок, которыми, как рассказывает предание, обменивался Соломон с тирским царем Хирамом ("Древн.", VIII, 5, § 3). Загадки, составленные уже в побиблейское время и нашедшие себе место в Мидраше Мишле, или в т. наз. Втором Таргуме, и приписываемые Соломону, лишены значения достоверности, но представляют несомненный литературный интерес. — Ср.: Bochart, Hierozoicon, sive etc., издан. Rosenmüller, 383 и сл.; A. Wünsche, Die Räthselweisheit bei den Hebräern, в Jahrbücher für Protestant. Theologie, за 1883 г.; Kraft, Jüdische Sagen und Dichtungen, passim — ценное по собранию примеров; Delitzsch, Zur Geschichte der jüdischen Poesie, passim; Cheyne, в Bl-Cheyne, IV, 4101—4102.

Раздел1.

З. в талмудической литературе. — В Талмуде также часто встречаются З. Так, напр., в конце Мишны Кинним задается вопрос: "Кто при жизни имеет один голос, а после смерти — семь голосов?". Ответ гласит: "Баран; после смерти из его органов можно изготовить семь разных музыкальных инструментов: из его двух рогов — два рожка, из его берцовых костей — две свирели, из кожи его — барабан, из желудка — волынку, а из кишок — струны для арфы". Талмуд также приводит одну З. в поэтической обработке, разрешение которой и по настоящее время представляется спорным. Бар-Каппара спросил у Рабби:

"Ад смотрит с неба,

"Шумит в углах дома,

"Пугает всех крылатых,

"Млад видит и прячется,

"Стар встает неподвижно

"Убегающий кричит: "ой, ой!"

"А попавшийся — пойман за грехи"

(Иер. Моэд Кат., III, 1). В историю сношений р. Иегуды I с Антонином входит также элемент З. Однажды римский император послал двух послов к патриарху, прося у него совета, как пополнить опустевшую казну. Патриарх повел послов в свой огород, при них вырвал старые овощи и на место их посадил новые; отпустив послов, он просил сообщить императору все ими виденное у патриарха. Император понял полученное указание и согласно этому стал увольнять старых чиновников, замещая их новыми (Ber. r., LXVII). — "Два лучше, чем три; жаль единственной, которая уходит и никогда не вернется". Иными словами это значит: две свои ноги лучше, чем ноги с палкой; жаль молодости, которая уходит и уже не возвратится (Шабб., 152а). Это несколько напоминает З. сфинкса. Характерен следующий разговор с элементом З. между Симоном б.-Халафта и р. Иегудою I. Когда последний спросил Симона, отчего он не пришел встретить его, Симон, ссылаясь на свою старость, ответил ему так: "Камни стали выше (он состарился); близкие стали отдаленными (зрение ослаблено); два превратились в три (он нуждается в посохе)" (Шабб., 152а). Письмо, адресованное Равве во время гонений Констанция, написано также в форме З. Оно гласит: "Пара, прибывшая из Ракот, была схвачена орлом, а у них были лузские изделия (два ученика прибыли из Тивериады — ср. Мегилла, 6а, — и попались римлянам, а у них были голубые или пурпуровые нити для кистей zizit). По милости Всеблагого или в награду зa их благодеяния их отпустили с миром". Другая версия: "Носимые потомками Нахшона желали поставить одного наместника, арамеец же не позволил этого, но господа собраний сошлись и поставили наместника в месяц, в который умер Аарон-священник" (комиссия, назначенная патриархом, пожелала вставить лишний месяц в году, однако римляне не позволили этого; все-таки комиссия вставила месяц после Аба; Сангедр., 12а). В мидрашитской литературе встречаются довольно остроумные З., приписываемые царице Савской, предложившей их для разрешения царю Соломону при встрече с ним. Из них отметим следующие: "Семь выходят, а девять входят, два наливают, а один пьет". Ответ: семь дней менструации уходят, наступает девять месяцев беременности, две груди наливают, один ребенок пьет. — Другая З.: "Когда случилось, что мать могла сказать сыну своему: твой отец мой отец, твой дед мне муж, ты мне сын, а я твоя сестра?" Ответ: дочь Лота (Бытие, 19, 33; Midr. Mischle к 1, 4). — "Когда буря проходит по головам, она громко шумит и воет, гнет голову подобно тростнику, краса вельмож, облачение для мертвых, горе для живых, радость птицам и печаль рыбам". Ответ: лен (Втор. Таргум к Эсф., 1, 2). В Средние века некоторые поэты, преимущественно испанские, составляли З. в стихах. Моисей ибн-Эзра задает такую З.: "Сестра солнца, но имеет специальное назначение для ночи. Огонь заставляет ее слезиться; при приближении смерти ей снимают голову". Ответ: это — сальная свеча. Авраам ибн-Эзра составлял З. на грамматические формулы, большею частью на буквы м и н. Иегуда Галеви писал много З., образчиком которых может служить остроумная загадка об иголке: "Что это? — спрашивает он: — слепой, но имеет глаз в голове; пользование им необходимо для всего человечества; он жертвует жизнью для одевания мертвых: сам он, однако, остается голым". — Алхаризи составлял красиво отделанные З., большей частью на насекомых; у Иммануила из Рима также находим довольно интересные З. Курьезная загадка, помещенная в конце Гагады, подтверждает распространенность среди евреев игры в загадки. Впрочем, происхождение этой З. точно еще не установлено, еврейское ли оно или германское. — Ср.: August Wünsche, Die Räthselweisheit bei den Hebräern, Лейпциг, 1883; Abrahams, Jewish life in the middle ages, 384—85; Löw, Die Lebensalter in der jüd. Literatur, 346—49; собрание З. галицийских евр. издано в "Am Urquell", VІ. [J. E., X, 409 с доп.].

Раздел3.

Раздел5.




   





Rambler's Top100