Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Заклинание

העבשה — изгнание злого духа из заколдованного человеческого тела; по-гречески ε̉κβάλλειν (Матф., VIIІ, 16, 31; IX, 34, 38; Марк, I, 34, 38; IX, 38; Лук., XIII, 32 и др.). У евреев практиковалось только выражение אצ = "выходи" (Меила, 17б; Абода Зара, 55б). Демон обыкновенно оставлял человека при З., причем греки пользовались выражением ε̉ξορχίζειν. В Библии меланхолическое настроение царя Саула приписывается действию злого духа, которого Давид обыкновенно успешно изгонял своей игрою на арфе. Слово "bi'et", תעב, всегда употреблялось также в четвертом веке обычной эры как термин, выражающий то душевное состояние ужаса, которое предшествует появлению злого духа (I Сам., 16, 14—23; ср. Мег., 3а). Ангел Рафаил учил Тобию, как изгонять злых духов (Тоб., VІ, 9, 21; VIII, 3; см. Тобит и Соломонов завет). Флавий ("Древности", VIII, 2, § 5) рассказывает: "Мне пришлось слышать о некоем Элеазаре, нашем единоплеменнике, как он однажды в присутствии Веспасиана, сыновей последнего, полководцев и массы войска изгнал злых духов из одержимых ими людей. При этом Элеазар поступил следующим образом: он подносил к носу одержимого демоном палец, на котором находился перстень со включенным в нем корнем указанного Соломоном растения, и тем извлекал у бесноватых демона из ноздрей. Больной, конечно, тотчас падал замертво на землю, и всякий присутствовавший готов был поклясться, что он уже больше не придет в себя, если бы не было Соломона и составленных им формул заклинаний. Желая вполне убедить присутствующих, что он действительно обладает указанной силою, Элеазар велел ставить вблизи бесноватого наполненный водою кубок или сосуд для омовения ног и приказывал демону при выходе из тела больного опрокинуть сосуд, чтобы все зрители воочию могли убедиться, что злой дух действительно покинул одержимого". Р. Иоханан бен-Заккаи, современник Флавия, говорит: "Разве никогда не видели человека, в тело которого вошел злой дух? Что делать с таким больным? Нужно взять травяной корень и сжечь его под больным, затем окружить больного водою; злой дух сам выйдет" (Pesikta, ed. Buber, 40а). Согласно сообщениям Талмуда, лечение больных посредством З. практиковалось преимущественно в иудео-христианской среде. Об известном Якове из Секаньи рассказывается, что он хотел вылечить некоего укушенного змеей именем Иисуса, но дядя больного, р. Исмаил, не разрешил этого и предпочел смерть своего племянника (Тосефта Хул., II, 2). Ориген (Contra Celsum, III, 24) сообщает, что он сам видел, как народ лечат от опасных болезней — бешенства и других страданий — простым упоминанием имен Господа Бога и Иисуса, иным же способом никто, ни человек, ни даже демон, их вылечить не может. — Христианство сохранило веру в З. по настоящее время (Herzog-Hauck, Real-Encycl., V, 695—700; Hastings, Dict. Bible, I, 811 и сл.; Wiener, B. R., I, 161—165; "Деяния", XIX, 13—16). — Интересное З. приведено в одном греческом папирусе (ср. Dietrich, Abraxas, 138 и сл.). Чтобы изгнать демона из человеческого тела, надо взять неспелую оливу и другие известные растения и над этим произнести несколько магических формул, среди которых должно быть упомянуто слово ιαω, греческий эквивалент еврейского Тетраграмматона. Заклинатель восклицает: "Выйди вон —". Затем пластинка, сделанная из олова, вешается на шею одержимого бесом. Заклинатель садится впереди больного и начинает провозглашать: "Заклинаю тебя именем Бога евреев, Иисуса, Бога и т. д."; все эпитеты Бога заимствованы главным образом из Библии. Подобное же, но краткое З. находится в том же папирусе (стр. 1225 и сл.). — О вавилонских З. ср. Wohlstein, Dämonenbeschwörungen auf babylonischen Thongefässen des Königlichen Museums in Berlin (Berlin, 1894) и Stube, Jüdisch-babylonische Zaubertexte (Halle, 1895). — Мистицизм, начиная с тринадцатого века, проникает повсюду. В то время как в Испании, Южной Франции и Италии широкие круги порицали всякое суеверие, а также З. (ср. Яков Антоли, Malmad, 68a, 184а, Лик, 1866), германские евреи, более невежественные и настроенные мистически, присоединили к своим суеверным обычаям также практику лечения больных посредством З. Так, "Sepher Chasidim" (§ 462) говорит: "Кто желает лечить одержимых бесом, пусть девять раз повторит магическую формулу, как делают в Германии" (Güdemann, Erziehungsw., I, 202, 205, 216). — В конце Средних веков и в первые века нового времени все больше и больше овладевала умами каббала, и вера в З. сильно развивалась. В "Zera Kodesch" (Фюрт, 1696) цитируется обыкновенная формула З. для изгнания злого духа; данное суеверие преобладало в среде хасидов, но держалось также и среди цивилизованных арийцев и семитов. Достойно упоминания, что в древнее время при крещении прозелита из евреев З. не практиковалось (Herzog-Hauck, l. c., V, 636). Убеждение, что злой дух, вошедший в человеческое тело, есть душа грешника или лица убитого, которая не находит себе пристанища, часто повторяется. — Ср.: Blau, Das altjüdische Zauberwesen, Strassburg, 1898; Wessely, Griechische Zauberpapyrus von Paris u. London, 1888; idem, Neue Griechische Zauberpapyri, 1893; Dietrich, Abraxas, 1871; Tylor, Primitive culture; Lehmann, Aberglaube und Zauberei, Stuttgart, 1898 (есть русский перевод, История суеверия и волшебства, М., 1898); Budge, Egyptian magic, London, 1899; Strauss, Leben Jesu, 4 изд., II, Tübingen, J840. [J. E., V, 305—6).

Раздел4.

Раздел5.




   





Rambler's Top100