Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Зальцбург

(Salzburg) — герцогство в Австро-Венгрии, до 1803 г. княжеское архиепископство, составлявшее самостоятельное светское владение, которое, помимо Зальцбурга, обнимало еще различные другие области в герцогствах Австрии, Штирии (гор. Петтау и др.), Каринтии (Фризах и др.), Тироле и Баварии (Мюльдорф), с которыми тесно связаны судьбы евреев. В документах архиепископства начиная с 10 в. говорится о евреях; между прочим, архиепископ Арно (789—921 [Так в оригинальном издании. — Ред.]) просит одного графа прислать ему евр. или славянского врача; однако трудно допустить, чтобы уже тогда в З. жили евреи. В 11 и 12 вв. на территории Зальцбурга упоминаются 2 Judendorf'a, а с 13 в. уже существовали более значительные евр. поселения в названных городах; так, евреи городов З., Галлейна и Мюльдорфа вносили ежегодно налогу по 200 сереб. марок. Поселение евреев последовало на основании архиепископских привилегий, предоставлявших за довольно большие подати право жительства и свободу передвижения и торговли. В гор. З. и Петтау евреи жили на улицах, получивших от них свое название; в З., Галлейне и, вероятно, также Фризахе они имели с 14 в. синагоги. В отношении суда и внутреннего устройства существовали такие же правила, как и в Штирии (см.). В Петтау (согласно ст. 96 и 98 городского права) был "еврейский судья". Церковное законодательство о евреях применялось к ним со всей строгостью, на чем настаивали частые соборы. Правила о ссудных операциях евреев, их присяге и пр. приведены в городских правах (Stadtrecht) Петтау, Зальцбурга и Мюльдорфа. В последнем городе, очень важном в то время торговом пункте, в середине 14 в. проявилось антиеврейское течение на почве конкуренции. В ужасный 1349 год многие евреи погибли мученической смертью или были вынуждены креститься; позже они вернулись в еврейство. После катастрофы 1349 г. (в Баварии и З., по словам одного летописца, погибло 12.000 жертв) евреи вновь появились в названных выше городах архиепископства, приобрели дома и построили синагоги (см. выше). В 1404 году по ложному обвинению в осквернении гостии евреи З. и Галлейна были сожжены (кроме детей), евреи же гор. Петтау и Фризаха, узнав об этом, бежали. Позже евреи вновь упрочились в стране. В 1423 г. архиепископ жаловался герцогу Штирии Эрнсту на то, что в его таможнях взимаются противозаконные поборы с евреев Петтау, торгующих вином в Краине и Каринтии и ведущих торговлю с Венецией. Дело об убийстве Симона Тридентского сильно обеспокоило евреев З., просивших защиты у императора Фридриха III. Император, известный своим мягким отношением к евреям, обратился к архиепископу с требованием в случае обвинения евреев в ритуальном убийстве внимательно расследовать дело. — Как и в других немецких городах (Виттенберг, Франкфурт-на-М., Магдебург), и в Зальцбурге было выставлено в 1487 году на башне ратуши деревянное изображение свиньи, кормящей грудью евр. детей; позже (1520) оно было заменено мраморным. Этот позорный памятник средневекового варварства (спец. название "Judensau") оставался на городской башне З. до 1785 г. После ряда преследований Зальцбургский собор 1418 г. постановил, чтобы евреи не показывались на улице без рогатой шапки, а еврейки без колокольчика. В 1498 г. последовало изгнание евреев из владений архиепископства. Каждый еврей должен был подписать длинное заявление, где, между прочим, было сказано, что изгнание состоялось по доброй воле и с согласия евреев. Архиепископ Леонгард фон Кейчбах (он-то, как утверждают, и заказал мраморную свинью) постановил, кроме того, чтобы впредь евреи не осмеливались вступать в его территорию без разрешения архиепископа, лишь по уплате "Leibzoll" и то в городе З. только на один час. Выселенным евреям было разрешено забрать свое имущество по уплате долгов и возвращении заложенных у них вещей. Синагоги в Галлейне и Зальцбурге были разрушены. — В течение трех столетий страна была закрыта для евреев, лишь временно приезжавших для торговых целей; в эпоху последнего суверенного архиепископа, князя Франца Коллоредо-Мансфельда (1772—1803), разделявшего идеи Иосифа II, "евр. пошлина" (Judenzoll) была упразднена. Для торговли требовалось особое разрешение, но в 1795 г. это постановление было отчасти отменено. — С 1805 по 1816 гг. З. находился под владычеством Баварии, и положение евреев, начавших селиться в З., было урегулировано эдиктом 1813 года для баварских евреев (см.). С 1816 г. З. состоит австр. провинцией. Полная эмансипация наступила в 1867 г. — В 1880 г. — 115 евр., 1890 — 157 и 1900 — 199 евреев (0,17% всего насел.). Из них в городе З. — 156 евр. (0,53%), составляющих единственную крупную общину в провинции; она находится, однако, в зависимости от общины гор. Линца. Имеется новая синагога. — Ср.: I. Scherer, Die Rechtsverhältnisse der Jud. in d. deutsch-österreich. Ländern, 1901, 542—71, 516; Aronius, Regesten; Salfeld, Martyrologium; G. Wolf, Zur Geschichte der Juden in Salzburg, Monatsschrift, 1876; Die Juden in Oesterreich, 1908; Jew. Enc., X.

M. B.

Раздел5.




   





Rambler's Top100