Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Земледелие в Европе

(до 19 в.) — мнение, что евреи, рассеявшиеся после разрушения храма по Европе, сразу сделались торговцами, — ни на чем не основанная легенда, опровергаемая точными историческими данными. Евреи Италии, Испании и Южной Франции (не говоря уже об Аравии) занимались земледелием вплоть до конца шестого столетия, т. е. до возникновения феодального строя. A в Испании, находившейся под владычеством арабов, евреи занимались земледелием и гораздо позже. При этом следует помнить, что еврейские массы прибыли в Европу тогда, когда уже началось разложение Римской империи, состоявшее, прежде всего, в том, что мелкое земледелие самостоятельных крестьян начало исчезать благодаря непрерывным войнам, тяжелым налогам и конкуренции рабского труда. В силу этих причин евреи, массами появившиеся в Европе, не могли стать мелкими земледельцами. Тогда было возможно или сделаться землевладельцем, обрабатывающим свои земли при помощи рабского труда, или же торговцем, если не бездомным пролетарием, живущим за счет государственной или частной благотворительности. Даже ремесло свободного человека не могло процветать: оно было убито конкуренцией дешевого рабского труда. Дешевизна рабов обусловливалась частыми войнами, доставлявшими многочисленных пленников. Евреи были земледельческими рабами или же землевладельцами, так как известно, что в ту эпоху существовали еврейские декурионы, каковыми могли быть только землевладельцы. Позже, с появлением колоната (форма крепостной зависимости), встречаются и евреи-колоны. Папа Григорий I (см.) обещал еврейск. колонам, сидевшим на церковных землях в Сицилии, облегчение податного бремени, если они перейдут в христианство. Из писем папы мы также знаем, что чаще всего встречался еврейский землевладелец, обрабатывавший свои земли при помощи рабов, не только в Ломбардии, но и в других областях Италии. Григорий I требует, чтобы евр. помещикам запретили держать христианских рабов; евреям не запрещается владеть землей; им лишь предписывается, чтобы они сдавали землю в аренду своим христианским рабам. Этим объясняется то обстоятельство, что многочисленные церковные соборы повторяют запрещение евреям держать христианских рабов. Фактически это требование долго было неосуществимо: еврейские помещики не могли обрабатывать землю без невольников, а еврейский крупный землевладелец представлял тогда очень доходную статью для государства, потому что все подати взимались с обработанной земли. Что евреи вообще могли приобретать земли, объясняется тем, что они с начала 3 в. пользовались всеми правами римских граждан и таковыми они оставались очень долго, как это видно из кодекса Феодосия Великого. В эпоху разложения Римской империи наступило такое уменьшение народонаселения, что масса земель пустовала. Земля оставалась без хозяина, и государственная власть была очень рада, если кто-либо соглашался брать эту землю, лишь бы уплачивались подати. Еврейских куриалов, каковыми могли быть только землевладельцы (possessores), мы встречаем даже в Германии (в Кельне) в четвертом столетии. Существовали и еврейские рабы у еврейских же помещиков, правда, в небольшом количестве. В Испании в продолжение всей эпохи вестготского владычества евреи обладали земельной собственностью, которую они обрабатывали сами или же при помощи рабов, имели виноградники и оливковые рощи. То же самое было и в Галлии. Указывалось на то, что в Южной Франции около Нарбонны существовала гора, называвшаяся Mons Judaicus, а около Лиона была особая Terra Ebreorum. Что в Испании евреи часто лично обрабатывали землю, доказывается законом вестготского короля Эрвига, строго запретившего евреям совершать какие-либо земледельческие работы по воскресеньям и христианским праздникам. Именно ввиду того, что испанские евреи были землевладельцами и земледельцами, т. е. привязаны к земле, они не могли реагировать эмиграцией на строгие законы позднейших вестготских королей: им приходилось хотя бы внешним образом принимать христианство. Из этого фальшивого положения спасло их лишь завоевание Испании арабами в начале 8 в. — Только мало-помалу евреи были искусственно вытеснены из области землевладения и земледелия. Главным образом этому содействовало запрещение держать христианских рабов на полях. Этот закон убил еврейское землевладение, понятно, лишь с того момента, когда европейские народы прочно осели на своих местах и занялись земледелием, что произошло в 6 веке. Все усиливавшиеся религиозные преследования заставили евреев искать такого занятия, которое позволяло бы им эмигрировать из страны гонения, не теряя при этом своей собственности. Поэтому евреи в момент консолидации европейских народов не могли и не хотели перейти к земледелию, прикрепляющему человека к земле. Ликвидация евр. землевладения началась ранее всего в стране франков (во второй половине 6 в.), где прежде всего укрепился католицизм; в Италии, где арианство удержалось дольше, эта ликвидация началась в 7 в. В Испании лишь в 694 году король Эгика издал закон, запретивший евреям обладать земельной собственностью; при этом он обязал казну уплатить евреям стоимость конфискованной у них земли. Впрочем, этот закон не имел особого значения, потому что скоро после его издания вестготское королевство было разрушено арабами (711); евреи Испании снова могли свободно пользоваться своей землей и продолжали заниматься земледелием. — Начиная с 7, особенно с 8 в., европейское еврейство начинает переходить к торговле, но основной капитал для этой торговли был создан главным образом земельной рентой, накопленной в предшествующие столетия (Шиппер). С другой стороны, не следует забывать, что и позже евреи продолжали быть землевладельцами и земледельцами, даже в христианской Европе. Во времена Карла Великого и его ближайших потомков, вплоть до конца 10 в., нарбоннские евреи владели землей, виноградниками, мельницами и вообще земледельческим хозяйством. Что же касается других стран, то из описания Вениамина Тудельского известно, что в Греции у подошвы Парнаса евреи были земледельцами, лично обрабатывавшими свои угодья (в 12 столетии). — В Германии евреи рейнских областей обладали виноградниками, а в восточных частях Германии, Австрии и Силезии мы встречаем сельское землевладение еще в 13 в. Точно так же в Испании в эпоху христианских королей, во второй половине Средних веков, евреи владеют землями и виноградниками. В Аравии евреи долго продолжали заниматься земледелием и скотоводством, что подтверждается, между прочим, и Кораном. Но вообще можно сказать, что с конца 7 в. земледелие перестает играть роль в общественной экономической истории. Крупными арендаторами, а иногда и владельцами земли евреи являются снова лишь в Польше. Но здесь аренда земли носила торговый характер (см. Польша).

Раздел5.

ХІХ век. — Впервые еврейское земледелие возобновляется в 19 столетии, притом в Галиции, России, Палестине и Америке. Основной чертой этого нового еврейского земледелия служит филантропическая подкладка, в России же оно является результатом бюрократических мер. (см. Землед. в России). Уже со времени Мендельсона еврейские филантропы заговорили о необходимости вернуть еврейских торговцев к земледелию. Но в Европе филантропия ничего не достигла в этой области. Лишь там, где сама жизнь могла вызвать еврейское земледелие, последнее развилось, хотя и в очень скромных размерах. Во всей Зап. Европе еврейских земледельцев нет: имеются лишь отдельные евр. землевладельцы. Еврейское земледелие существует только в Галиции и России. По последней официальной статистике, во всей Австрии заинтересованы в "сельском и лесном хозяйстве" 139.810 евреев, т. е. 11,4% всего австрийского еврейства; при этом 80,5% всех австрийских евреев, принадлежащих к этой группе, живут в Галиции. Другими словами, одно только галицийское еврейство отчасти перешло к земледелию (а именно 14,4% всего галицийского еврейства). На самом деле настоящих еврейских земледельцев и в Галиции — ничтожное количество. Большинство из них — арендаторы, управляющие или же исполняющие торговые функции в области "сельского и лесного хозяйства". — Убедившись в невозможности насадить земледелие среди евреев в густо населенной Европе, филантропия в последние 25 лет перенесла свою деятельность в заокеанские страны и в Палестину. Ныне существуют земледельческие евр. колонии в Южной Америке (см. ЕКО), а также в Палестине (см. Палестинск. колонии). В Сев. Америке, где пытались филантропическим путем шире насадить евр. земледелие, для чего была устроена образцовая ферма (Вудбайн; см.), в последнее время замечается более глубокое и серьезное движение: развивается еврейское фермерство. Будущее этого движения пока еще трудноопределимо. Однако важно уже то, что еврейские фермеры стараются освободиться от всякой филантропии. В 1909 году состоялся их первый съезд. Ныне (1910) число их не превышает 5.000, что в сравнении со всеми евреями Сев. Америки составляет ничтожный процент. — Ср.: Кроме еврейских источников, особенно важны следующие: Keil, Handbuch der biblischen Archäologie, 1875; Schegg, Biblische Archäologie; Wilh. Nowack, Hebräische Archäologie, 1894; Benzinger, Hebräische Archäologie, 1907; Anderlind, Ackerbau und Tierzucht in Syrien, Zeitschr. des Deutschen Palaestinavereins, 1886, IX; Munk, La Palestine, 9-e изд.; Graetz, Gesch. d. Jud., III—V; Vogelstein, Die Landwirtschaft in Palaestina zur Zeit der Mischnah, 1894; Funk, Die Juden in Babylonien, тт. I и II; Caro, Sozial- u. Wirtschaftsgeschichte der Juden, 1908, I; Schipper, Anfänge des Kapitalismus bei den abendländischen Juden (русск. перевод под ред. M. Вишницера, СПб., 1910); энциклопедии Неrzog-Hauck'a, Guthe и Hamburger'a, под соответственными словами; Mommsen, Römische Geschichte, V.

Д. Пасманик.

Раздел6.




   





Rambler's Top100