Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Зерах, в Библии

(חרז). — 1) сын Иуды от Тамари, его невестки, брат Переца (близнецы); по имени З. назывался целый род в Иудином колене (Бытие, 38, 30; 46, 12). От него происходил Ахан (Иошуа, 7, 18, 24); он же был родоначальником тех четырех легендарных мудрецов, о которых даже Библия сохранила смутные сведения (I Хрон., 2, 6; в I Цар., 5, 11 трое из этих мудрецов названы сыновьями Махила). После изгнания в Иерусалиме жила семья "Бне-Зерах", один из членов которой, Петахия, играл видную роль в государственном управлении (Hex., 11, 24; I Хрон., 9, 6).

— 2) Левит из рода Гершома (I Хрон., 6, 6, 26). — 3) Сын Реуеля, родоначальник эдомитского клана; возможно, что он был отцом Иобаба, второго эдомитского царя (Бытие, 36, 13, 17, 33; I Хрон., 1, 37, 44). — 4) Один из потомков Симона, сына Якова, называемый также Цохаром רחצ; от него отдельный род получил название "зархиты" (Числ., 26, 13; I Хрон., 4, 24).

— 3) Царь кушитский, ישוכה חרז — побежденный иудейским царем Асой (II Хрон., 14, 8—14). В соответствующем месте кн. Царей совершенно отсутствует раcсказ о войне Асы с Зерахом; во II кн. Хрон. он изложен следующим образом: кушитский царь Зерах собрал огромное войско ("тысячу тысяч воинов") и 300 колесниц и выступил против Асы. Обе армии сошлись в долине Цефате у Мареши. Перед битвой Аса обратился к Богу с горячей молитвой о даровании ему победы, ибо только во власти Господа даровать победы малочисленным над многочисленными. После этого Аса напал на полчища Зераха, разбил их и погнал до Герара, окрестности которого он при этом совершенно опустошил. В этой войне евреям досталась огромная и богатая добыча (II кн. Хрон., 14, 8—14).

— Взгляд критической школы. — По мнению некоторых библейских критиков, вышеприведенный рассказ по своим деталям возбуждает сомнения и прежде всего потому, что царь иудейский имел слишком мало сил и средств (ср. I Цар., 15, 18 и сл.), чтобы быть в состоянии не только победить, но и встретить огромную кушитскую армию. По их мнению, весь рассказ является насильственной иллюстрацией идеи хрониста, которую он вложил в молитву Асы и сущность которой сводится к тому, что "Бог не в силе, а в правде" (Велльгаузен, Штаде, Куенен и др.). Другие ученые, однако, признают данный рассказ соответствующим действительности, но затрудняются точно определить эпоху и личность царя кушитского Зераха. Раньше других знаменитый египтолог Шамполлион стал утверждать, что царь Зерах не кто иной, как действительно египетский царь, сын Шишака или Шошенка, любимец Аммона, Озоркон I (Озортол у Манефона; по-египетски О-serek-on); позднее Сэйс и др. находили, что З., скорее всего, соответствует Озоркону II. По первоначальному мнению Винклера, упомянутая война, несомненно, имела место, но это нашествие было не кушитское, ישוכ, а касситское, ישכ, Каши, и шло оно из Вавилонии; позднее Винклер изменяет первоначальную точку зрения и утверждает, что это действительно было кушитское нашествие, но царство этих кушитов находилось в Южной Аравии (Ma'in). В свою очередь Гоммель, исходя из того, что в древности целый ряд сабейских властителей и князей носил титул חרד = חרז, приходит к заключению, что это было сабейское нашествие. Наконец, по мнению Чейна, еврейский текст скорее указывает на Северную, чем на Южную Аравию ("И погнал их Аса и народ, который с ним, до Герара"), как на местонахождение кушитского царства, тем более что и в ассирийских текстах Северная Аравия часто обозначается названиями Kuschi и Meluchcha. — Cp.: Ebers, в НВА Riehm'a, II, 1481—1482; Sayce, The higher criticism and the verdict of the monuments, изд. 1894, стр. 363 и сл.; Cheyne, в Bl.-Che., ΙV, 5410; Naville, Bubastis, 1891, стр. 51 и сл.; Winckler, Alttestamentliche Untersuchungen, 160 и сл. (касситское вторжение); idem, в ΚΑΤ3 Schrader'a, 144 и сл. (южно-арабское вторжение).

Г. Кр.

Раздел1.




   





Rambler's Top100