Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Змея

(в Библии) — имеет несколько названий, определяющих ее отношение к тому или иному роду. Наиболее обычным ее именем является слово "нахаш", שחנ, которое есть вместе с тем и родовое ее обозначение. Далее, она часто встречается под именем "петен", ןתפ (ехидна или аспид; Втор., 32, 33); возможно, что это название египетской кобры (Naja haje), водящейся на юге Палестины. "Цефа", עפצ, и "Цифеони", ינועפצ, как полагают, относились к большой ехидне (Cubaia xanthina); впрочем, их также отождествляют с аспидом, василиском. Название эф'а, העפא (арабск. af'a) относилось, по-видимому, только к ехидне; из Исаии, 30, 6, явствует, что эта змея водилась исключительно в Египте. Змея "шефифон", ופיפש (Быт., 49, 17 и др.), по мнению ученых, есть ядовитая Cerastes Hasselquistii; "акшуб", בושכע (Пc., 140, 4) — в Септуагинте — аспид; Талмуд считает это название относящимся к пауку или тарантулу; "таннин", ןינת (Исход, 7, 9 и др.) переводится обыкновенно через "дракон"; "кипнод", דופק (Исаия, 34, 11) — неясного значения; "сараф" и "нахаш-сараф", ףרש и ףרש שהנ (Числ., 21, 6; Второз., 8, 15) — "огненные" змеи; последнее название относилось, по-видимому, к наиболее опасным змеям, яд которых вызывал чувство горения в человеческом теле. Как у многих других народов древности, и у евреев существовало представление о летучей змее, ףפועמ ףרש (Исаия, 14, 29; 30, 6 и др.), но, по-видимому, евреи смешивали змей с некоторыми летучими ящерицами, каковая ошибка, между прочим, встречается и у многих классических писателей. Эти летучие змеи принадлежат к тем химерическим созданиям, которыми народная фантазия населяет пустынные места уже в глубочайшей древности (Palestine Exploration Fund, Quarterly Statement, 1894, стр. 30). Ο змеях "нахаш бариах", חירב שחנ, и "нахаш акалатон", ןותלקע שהנ (Исаия, 27, 1), см. Левиафан. Змеи водятся в Палестине в таком же значительном количестве, как в Египте, на Синайском полуострове и в Аравийской пустыне. Согласно Тристраму, в Палестине встречаются восемнадцать видов змей; большая часть их принадлежит к семейству Colubridae из вида Ablabes и Zamanis. Из характерных черт, свойственных змее, Библия особенно отмечает хитрость и коварство (Бытие, 3, 1 и сл.), а также склонность прятаться в пещерах, расщелинах скал и густой чаще (ср. Амос, 5, 19; Экклез., 10, 8; Притч., 30, 18—19). Наряду с этим древние израильтяне, как, впрочем, также римляне и греки, верили, что змея обычно питается прахом земным (Быт., 3, 14; Исаия, 65, 25). Искусство приручения змей было известно уже в библейские времена (Исх., 4, 3 и др.; Иерем., 8, 17 и др.). До сих пор на Востоке фокусники умеют превращать змей в палки (ср. Исх., 7, 9 и др.). [J. E., XI, 202—203].

Раздел1.




   





Rambler's Top100