Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Зомбарт, Вернер

— выдающийся политико-эконом, профессор Бреславльского университета и Берлинской высшей коммерческой академии, христианин, род. в 1863 г. З. посвятил роли евреев в образовании современного хозяйства ряд публичных лекций, прочитанных в 1909—10 академическом году (есть русский перевод) и имевших большой успех. Основные положения этого курса напечатаны в журнале "Die Neue Rundschau". З. обращает внимание на параллелизм между передвижениями еврейского народа и экономическими судьбами различных народов и городов: "Точно солнце, шествует Израиль по Европе: куда приходит он, там пробуждается новая (капиталистическая) жизнь, откуда он уходит, там засыхает все, что до сих пор цвело". Справедливость этого наблюдения З. подтверждает исторической справкой о пережитых евр. народом с конца 15 века превратностях судьбы. Изгнание евреев из Испании и Португалии, а также из целого ряда важнейших немецких и итальянских торговых городов всюду сопровождалось хозяйственным упадком; с другой стороны, везде замечался расцвет городов и стран, куда направлялись изгнанники. Чтобы избегнуть упрека в рассуждении "post hoc ergo propter hoc", З. приводит ряд доказательств причинной связи между указанными явлениями упадка и расцвета в зависимости от передвижения евреев. Крупную — если не решающую — роль Зомбарт отводит евреям в основании колониального хозяйства, столь содействовавшего процветанию современного капитализма. В Ост-Индии — по-видимому, еще в Средние века — жили многочисленные евреи; эти индийские евреи оказались желанными опорными пунктами для европейского господства, так как они могли служить пионерами торговли. Довольно большой процент евреев находился во всех голландских поселениях на Востоке. Крупная доля капиталов Голландской Ост-Индской компании находилась в руках евреев. Генерал-губернатор этой колонии, много способствовавший усилению голландского господства на Яве, был еврей Коэн. Велико также участие евреев в основании английских колоний в Южной Африке и Австралии; в Капской колонии почти все экономическое развитие зависело от евреев. Одним из главных центров деятельности для еврейской предприимчивости — особенно в эпоху нарождения капитализма — была Америка. "Америка во всех своих частях — еврейская страна". Евреи тесно связаны с Америкой с самого момента ее открытия. Установлено, что только еврейская наука подняла мореходную технику настолько высоко, что стали вообще возможны заокеанские плавания; на еврейские деньги Колумб предпринял свои первые две экспедиции; на корабле Колумба было много евреев. Первыми купцами Америки были евреи, первые промышленные заведения в Америке учреждены евреями. Первыми колонистами Бразилии были также евреи. Дальше идут поселения евреев во французск. колониях Мартиники, в Гваделупе. Евреи развели сахарные плантации в голландских, английских и французских колониях, а производство сахара составляло основу колониального хозяйства 17—18 вв. Но вопрос о значении евреев для капиталистического хозяйства не исчерпывается указанием на то огромное участие, которое они, как документально доказывает З., принимали в наиболее развитых отраслях промышленности и торговли во всех странах Европы и Америки. Все современное хозяйство, его дух, идеи, лежащие в его основе, утверждает З., суть еврейское творение, продукт творчества "еврейского духа". Выяснению роли этого "еврейского духа" в современном хозяйстве посвящена чрезвычайно интересная статья З. в "Die Neue Rundschau" (1910, V; ср. содержание в "Евр. неделе", 1910). Евреи внесли новые принципы, новый дух в хозяйство, дух свободной конкуренции, этой основы капитализма. Современники-приверженцы старого феодально-цехового уклада отмечали этот еврейский дух как величайшее зло, как угрозу существованию культурных народов. Еврейское засилье и датирует с этого именно времени. Оно встречается в большинстве жалоб цехов и гильдий на евреев. Это была борьба двух мировоззрений, двух центральных экономических идей — отживающего феодально-цехового строя и нарождающегося капитализма. Спор этот между старым и новым, как известно, не всегда ограничивался одними словопрениями. — Появившиеся пока две статьи З. составляют лишь сравнительно небольшую часть задуманной им большой работы, для которой автором собран обширный материал. — В качестве руководителя журнала "Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik" (бывший "Archiv für soziale Gesetzgebung und Statistik) З. не раз приходилось отзываться на вопросы текущей действительности и между ними также на еврейский вопрос, а в качестве чуткого социального политика он неизменно возвышал свой авторитетный голос, участвуя в протестах западноевропейских ученых и общественных деятелей против погромов и других преследований и притеснений и видя в них нарушение права и разумной социальной справедливости.

Н. Бр.

Раздел6.




   





Rambler's Top100