Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Ибн-Вивес Аллорки, Иошуа бен-Иосиф

— 1) Врач, жил в начале 15 века, около 1400 г., в Алканьисе. По поручению богатого и влиятельного Бенвенисте б.-Соломон б.-Лаби И.-B. написал (1408) сочинение на арабском яз. о действиях разных питательных веществ и о простых и сложных медикаментах. Оно было переведено на евр. яз. под заглавием "Gerem ha-Maaloth" сыном Бенвенисте, Иосифом Видалом. Этот И.-В., как полагает Луццато, тождествен с Иошуей Аллорки, написавшим антихристианское письмо своему другу Соломону ма га-Леви (после крещения Павел Бургосский), жившему также в качестве врача в Алканьисе и находившемуся в дружеских сношениях с Бенвенисте бен-Лаби. Автор письма выражает удивление, что Павел мог решиться на перемену религии; он спрашивает о причинах, которые могли его побудить к такому шагу (честолюбие, стремление к богатству и обширной власти, удовлетворение чувственных прихотей, сомнение в истинности иудаизма). Затем он приводит 8 аргументов против христианства и в конце своего письма спрашивает Павла, обязано ли лицо, исповедующее известную религию, исследовать истину ее доктрин. Письмо было отправлено Павлу Бургосскому в то время, когда он занимал высокое положение, был окружен роскошью, имел массу служащих и, как полагают, был уже назначен опекуном молодого короля Хуана II. — См. Павел де Санта Мария. — Ср.: Steinschn., HUM., 762; Carmoly, Hist. des médecins juifs, 118; Dibre Chachamim, 41, где приведено письмо Иошуи И.-В.; Ozar Nechmad, II, 5, где имеется ответ Павла; Grätz, Gesch., VІІІ; ср. также Hieronymus de Santa Fé, в Brüll's Jahrb., ІV, 50 и сл. [J. E., VІ, 551—552].

— 2) Иначе Hieronymus (Geronimo) de Santa Fé — врач, принял христианство. Как еврей, он назывался Иошуа Аллорки или Лорки (по месту рождения Лорка, близ Мурсии), хотя навряд ли правильно отождествлять его с одноименным автором известного письма к Павлу Бургосскому. Единственное доказательство в пользу такого отождествления — примечание к оригиналу письма, которое указывает на то, что "автор потом принял христианство". Это примечание, не имеющееся в другой рукописи (Catalog. Leyden, 276, 254), было, вероятно, вставлено позднейшим переписчиком, который был введен в заблуждение совпадением имен (см. Ибн-Вивес Аллорки, Иошуа бен-Иосиф, врач). — И.-Вивес был крещен перед тем, как Винценте Феррер произносил свои проповеди в Лорке. Хотя он и не был раввином, как утверждают испанские летописцы, он, однако, хорошо знал Талмуд и раввинскую письменность. С целью показать усердие к новой вере он старался привлечь к христианству прежних своих единоверцев и возбудить подозрение против них и их религии. По этому поводу его называли "megadef" (поноситель) от первоначальных букв его христианского имени Maestro Geronimo de Santa Fé. И.-B. предложил свои услуги доказать из Талмуда, что Мессия уже явился в лице Иисуса. С этой целью он склонил папу Бенедикта XIII, врачом которого состоял, устроить диспут с учеными евреями в Тортозе (см. Диспуты; Тортоза). Это событие праздновалось как большой триумф И.-B. До или после диспута И.-В. по просьбе Бенедикта XIII написал две статьи, где собрал обвинения против евреев и повторил старые клеветы, под заглавиями "Tractatus contra perfidiam Judaeorum" и "De judaeis erroribus ex Talmuth". Обе статьи были опубликованы под заглавием "Hebraeomastix" (Цюрих, 1552, Франкфурт-на-М., 1602, Гамбург, без даты) и напечатаны в "Bibliotheca magna veterum patrum" (Лион, т. ХХVІ) и в Кельне, 1618; они были переведены на испанский язык под заглавием: "Azote de los Hebreos". Ответ на статьи И.-B. написали дон Видаль Бенвенисте под заглавием "Kodesch ha-Kodaschim" и Иcaaк Натан б.-Калонимос в "Tochachat Mateh". — И.-B. имел нескольких сыновей. Один из них, Петр, пользовался особым расположением королевы Марии. Другой состоял при губернаторе Арагонии и жил в Сарагосе; этот сын "тортозского апостола", как Де Лос Риос (Hist. de los judios, III, 264) называет И.-В., участвовал в возмущении против Петра Арбуэса, был арестован вместе с другими маранами и, чтобы избегнуть ужасов публичного сожжения, совершил самоубийство в тюрьме. Его труп был сожжен публично в 1486 г. Другие члены семьи И.-B. были сожжены как мараны в 1497 и 1499 гг. — Ср.: Grätz, Gesch., VIII; библиография в ст. Диспуты и Тортоза. [M. Kayserling, в Jew. Enc., VI, 552].

Раздел5.




   





Rambler's Top100