Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Ибн-Гаон, Шем-Тоб бен-Авраам

— каббалист и талмудист; род. в Сории (Испания) в 1283 г., ум., вероятно, в Палестине после 1330 г. Из его родословной, помещенной в предисловии к "Keter Sсhem Tob", Азулай (Schem ha-Gedolim, II, s. v. Keter Schem Tob) заключает, что "Gaon", должно быть, было собственное имя его предков. Цунц (Zeitschr. f. Wissensch d. Judent., 137) и Гейгер (Jüd. Zeitschr., V, 397), однако, полагают, что "Gaon" — eвp. эквивaлeнт cлoвa "Jaen" (Xaeн), что указывает на то, что семья И.-Г. происходила из испанск. города Хаена. И.-Г. изучал Талмуд у Соломона б.-Адрет и каббалу у Исаака б.-Тодрос (RJBT), а потом переселился в Палестину, надеясь найти себе в Св. Земле место, более подходящее для каббалистических размышлений. Пробыв некоторое время в Иерусалиме, он поселился потом в Сафеде. Здесь он написал следующие сочинения, из которых лишь первые два были опубликованы: 1) "Migdal Oz", комментарий к "Jad" Маймонида, в котором И.-Γ. защищает его против замечаний Авраама бен-Давид; часть, относящаяся к первому тому "Jad", была напечатана вместе с текстом в Константинополе (1509), части, относящиеся к остальным томам, в Венеции (1524); некоторые раввины, среди них Гедалия ибн-Яхья, приписывают авторство "Migdal Oz" Иом-Тобу б.-Авраам (RJTBА). — 2) "Keter Schem Tob" (Ливорно, 1839; см. ниже). — 3) "Badde ha-Аarоn u- Migdal Chananel", каббалистический труд в 5 частях (законченный в месяце Иаре, 1325), названный так И.-Г. по его спутнику Хананеелу б.-Азкар, который умер перед тем, как достиг цели путешествия (Палестина?). — 4) Суперкомментарий к "Ginnat Bitan" Абулафии — каббалистическому комментарию на кн. Бытия. — 5) Комментарий каббалистической поэмы Саадии Бехора Шора, которую И.-Г. цитирует в Badde ha-Aaron. — 6) "Sefer ha-Pe'er", каббалистический трактат о филактериях; Де Росси (Parma, рук. № 68, 8) сомневается в принадлежности этой книги И.-Г. — 7) "Zibche Zedek" и 8) "Rоsch ha-Schanim", упомянутые в "Badde ha-Aaron"; в "Keter Sсhem Tob", И.-Г., однако, говорит в общих словах о своих "других работах". Главный труд И.-Г., названный "Keter Schem Tob", представляет суперкомментарий и продолжение библейского комментария Нахманида (особенно каббалистической части), от объяснений которого интерпретации И.-Г. отличаются во многих местах. В предисловии И.-Г. говорит, что сперва он назвал свое сочинение "Sitre Setarim", а потом, просмотрев его, дал ему название "Keter Schem Tob" (закончено в Сафеде в 1315 г.). Оно было напечатано в конце "Maor wa-Schemesch" Иуды Кориата (Ливорно, 1839), где оно озаглавлено "Perusсh Sodoth ha-Torah"; предисловие было опубликовано в "Hekal Adonai" Иeхиеля Ашкенази (Венеция, без даты) под заглавием "Perusch Likkutim". Исаак бен-Самуил из Акры сильно нападает (в своем "Meirat Enaim") на сочинение И.-Г., утверждая, что большинство приведенных автором теорий не датирует от старых каббалистов, а представляет измышления И.-B. В рукописном сборнике "Пиуты разных литургистов" имеется и пиут, написанный Шем-Тобом б.-Авраам, которого Дукес (Orient-Lit., VІ, 147 и сл.) считает тождественным с И.-Г. Но он, как видно, различает между Шем-Тобом б.-Авраам и Шем-Тобом из Сории, автором "Sefer ha-Peer". — Ср.: Carmoly, Itinéraires, 312—13; Fürst, BJ., III, 265; Grätz, Gesch, VII; Landauer в Orient. Lit., VI, 226; De Rossi, Dizionario, II, 123; Steinschn., Cat. Bodl., 2520 и сл.; idem, Jew. Literature, 110. [J. E., XI, 264—5].

Раздел5.




   





Rambler's Top100