Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Ибн-Каспи, Иосиф бен-Абба Мари бен-Иосиф бен-Яков

— провансальский библейский экзегет, грамматик и философ, родился в 1297 году в Ларжантьере, откуда и название его "Каспи", יפםכ (от ףםכ — серебро; יפםכ = из серебра), умер в 1340 году в Тарасконе. Провансальское имя Ибн-Каспи было дон Бонафу де Ларжантьера. И.-K. много путешествовал, был в Арле, Тарасконе, Арагонии, Каталонии, Майорке, посетил и Египет, где, как сообщает в сочинении "Zawwaah", думал изучать философию под руководством членов семьи Маймонида. Но его намерение не осуществилось, ибо потомки Маймонида были людьми более благочестивыми, чем учеными. Одно время И.-К. собирался в Фец, где существовали "возобновленные" школы, но позже, по-видимому, отказался от этой мысли и поселился в Тарасконе. И.-К. едва не поплатился жизнью за привязанность к религии отцов во время "похода пастухов" (םיעורה תרזג) при Филиппе V. И.-K. был весьма продуктивным писателем; он написал 29 сочинений, к которым сам составил перечень и указатель ("Kebuzat Kesef", напечатано Бенъякобом в "Debarim Attikim", Лейпциг, 1844); из них многие сохранились в рукописном виде, а другие известны лишь по заглавиям. И.-К. начал свою литературную деятельность на семнадцатом году жизни; на тридцатом году он посвятил себя изучению логики и философии, которою занимался в продолжение всей жизни. Перу И.-К. принадлежат следующие сочинения: "Perusch", комментарий к грамматике ибн-Джанаха; суперкомментарии к Ибн-Эзре на Пятикнижие, один из которых под заглавием "Poraschat Kesef" (грамматический) хранится в парижской Bibliothèque Nationale, рукопись № 184, прочие в других библиотеках); "Terumat Kesef", сокращенное издание комментариев Аверроэса к "Этике" Аристотеля и к "Республике" Платона по еврейскому переводу Самуила из Марселя (Парма, № 442; Neubauer, Catal. Bodl. Hebr. MSS., № 1427); "Zawwaat Kaspi", или "Joreh Deah", завещание в форме нравственных наставлений сыну автора, изданное Элиезером Ашкенази, Лейпциг, 1844; "Mattath Kesef", комментарий к Пророкам и Агиографам; "Mazref la-Kesef", комментарий к Библии; "Kefore Kesef", возражения против различных объяснений Ибн-Эзры и Маймонида; "Kesef Siggim", вопросы и ответы о кажущихся противоречиях в Библии; "Zeror ha-Kesef", или "Kizzur Higgajon", компендиум по логике (парижская Bibliothèque Nationale, № 986); "Retukoth Kesef", или "Pirke Kesef", сочинение по грамматике (Cat. Angel., № 21); "Schulchan Kesef", в четырех главах, о пророках и библейских чудесах (Catalog. Peyron., стр. 209); "Tirаt Kesef", или "Sefer ha-Sod", мистический комментарий к Пятикнижию (Ватикан, № 36, 46); "Adne Kesef", вторая часть предыдущего сочинения, содержащая мистические объяснения к остальным библейским книгам; "Mizreke Kesef", объяснения библейских цитат о миросотворении; "Mazmeroth Kesef", комментарий к Иову (Мюнхен, № 265); "Menorat Кesef", комментарий к "Maaseh Merkabah" (Neubauer, Cat. Bodl. Hebr. MSS., № 1631); "Chagorat Kesef", комментарий к Эзре и Хроникам (ib., № 362); "Kappoth Kesef", комментарий к кн. Руфи и Плачу Иеремии (Мюнхен, № 265; Кембридж, № 64); "Gelile Kesef", комментарий к кн. Эсфири (парижская Bibliothèque Nationale, № 1092; Мюнхен, № 2653); "Chazozeroth Kesef", комментарий к Притчам, Экклезиасту и Песни Песней (Neubauer, Cat. Bodl. Hebr. MSS., №№ 362, 1349; Парма, № 461), "Kaaroth Kesef", имеющее целью доказать, что Тора заключает в себи идею духовного благополучия и бессмертия, объяснение еврейского учения о возмездии детям за грехи родителей, о взаимоотношении между нечестивым образом жизни человека и нередко сопровождающем его внешнем благополучии; "Ammude Kesef" и "Maskijoth Kesef", двойной комментарий к "Морэ Небухим" Маймонида (из них в первом объясняются наиболее трудные и спорные пункты Маймонидовой системы, а во втором сама аргументация этой системы); комментарий издан Верблюнером с примечаниями и исправлениями Р. Кирхгейма, Франкфурт-на-М., 1848; "Gebia Kesef", или "Joreh Deah", дополнения к мистическому библейскому комментарию (Саt. Реуrоn, стр. 208; Мюнхен, № 267); "Scharscheroth Kesef", или "Sefer ha-Schoraschim", пo библейской лексикографии (парижская Bibliothèque Nationale, № 1244); "Kappoth Kesef", объяснения некоторых библейских проблем, касающихся истории евреев; "Mazemroth Kesef", комментарий к Псалмам; "Tam ha-Kesef", o разрушении обоих храмов, пророчествах Иеремии и пришествии Мессии. — Имя Иосифа ибн-Каспи встречается в виде акростиха в некоторых литургических произведениях; впрочем, не вполне установлено, не являются ли последние плодом вдохновения знаменитого его тезки, Иосифа ибн-Каспи бен-Шалом, жившего в 16 веке и пользовавшегося славой выдающегося литургиста. — Отношение еврейских ученых к сочинениям И.-K. было различно. Так, Ибн-Царца, Моисей из Нарбонны и Эфоди отзываются о них с похвалой, каббалист Иоханан Алеманно рекомендует изучение комментариев И.-К. вследствие их мистического содержания, тогда как Исаак Абрабанель и Симон Дуран причисляют И.-К. к вольнодумцам за его слишком смелые рационалистические выводы в комментарии к "Морэ Небухим" и, в частности, за то, что он признает учение о вечности вселенной (I, 9, 70; II, 26). — Ср.: De Rossi, Dizionario storico, 77; Delitzsch, Catalog der hebr. Handschriften der Leipziger Rathsbibliothek, стр. 304; Zunz, Additamenta zu Delitzsch's Gatalog, стр. 323; Geiger, Melo Chofnajim, стр. 69; Dukes, в Orient-Lit., 1847, стр. 328; Steinschneider в Энциклопедии Эрша и Грубера, серия II, XXXI, 58—73; его же, Hebr. Uebersetz., 93, 225, 227, 352, 424, 462; Munk, Mélanges, стр. 496; введение Кирхгейма в изд. комментария к Морэ Небухим; Grätz, Gesch., 3-е изд., 7, 311 и сл.; Дубнов, "Евр. истoрия", II, 175; Renan-Neubauer, Les écrivains juifs français, 131—206; Berliner, в Jew. Quart, Rev., VIII, 711. [J. E., III, 600].

Раздел5.




   





Rambler's Top100