Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иеговисты

— религиозная секта в России, основанная в 50-х годах 19 века на Урале капитаном артиллерии Николаем Ильиным. Основатель ее имел в виду вернуться к древнееврейскому Богу — Иегове, но он, вместе с тем, не хотел отказаться от христианства; по представлению Ильина, Христос, Сын Божий, был Богом Авраама, Исаака и Якова, а также Богом избранного Им Израильского народа; природа Иеговы, по библейским рассказам, соответствует христианским представлениям о Богочеловеке; Иегова беседует с Адамом и Евой, посещает Авраама, воплотившись в образ человеческий (ср. Ибн-Эзра, коммент. к Быт., 18, 1—3), открывается Моисею и другим пророкам и дарует евреям Тору на горе Синае; во всех этих случаях проявлялась деятельность не Бога-Отца, а Бога-Сына, которому было поручено управление всей "земной планетой"; Иисус должен был вновь открыться людям во образе человеческом только потому, что евреи "заблудились" и начали верить в существование Невидимого Творца вселенной, который Один управляет миром. — Основою учения И. является заповедь любви к ближнему. Все члены секты образуют одно братство, идеалом которого служит полная общность имущества, и оттого всякий, кто достиг совершенства любви, не должен иметь ничего своего, а все "для братства богочеловеческого"; безбрачие — идеал, но не для всех обязательный. В остальных вопросах жизни И. стремятся к простоте и скромности: не следует даже петь песен, плясать и проч. — Из евр. обрядов И. заимствовали празднование субботы и Пасхи, запрещение вкушать квашенный хлеб, законы о чистых и нечистых животных. Обрезание Ильин признавал обязательным только для природных евреев, для других же считал достаточным "обрезание верою на сердце". Из Библии И. почитали священными только Ветхий завет и Апокалипсис, в особенности последний; это, по их словам, книга, написанная самим Христом-Иеговою и ниспосланная Им на землю для "подтверждения всего, высказанного пророками". На основании Апокалипсиса И. утверждают, что "истинный Мессия скоро явится в Иерусалим и воцарится там на тысячу лет". Тогда и произойдет разделение людей на "десных" и "ошуйных". Первые — это последователи учения И., которые будут сидеть "одесную" Мессии, вторые — все прочие люди, которые будут в день Страшного суда обречены на мучения в "геенне огненной". От этого представления И. получили также название "десных". — Позаимствовав от евреев многое и научившись от них языку Библии (служа в городах Северо-западного края), Ильин первое время считал себя обязанным по отношению к ним и относился к евреям с уважением: "Кто презирает евреев и считает их за отверженных Богом, тот не может быть членом братства И., ибо Кто рассеял израильтян, Тот опять соберет их и станет пасти, как Пастырь стадо Свое". Затем Ильин сделал попытку обратить евреев в свою веру. В своем обращении к евреям "Увещание иудеям или мужам израильским" он старался убедить их в своей миссии. Евреи должны раньше всего признать И. своими собратьями, так как потомками Авраама могут считаться "не только природные евреи", но и всякий, признавший Иегову Богом своим; евреи, хотя и познали истину, но Талмуд ввел их в заблуждение; теперь время спастись им. Когда же Ильин убедился, что евреи не откликаются на его призыв, он стал говорить о них с сильным раздражением. Несмотря на энергичные хлопоты, Ильин не завербовал ни одного еврея, и И. считают в своих рядах только православных, преимущественно из горно-заводских рабочих на Урале. — Главнейшими произведениями, в которых излагаются учение и обряды И., считаются: "Сионская весть", "Луч света для рассвета" и некот. письма и брошюры Ильина.

Ср.: А. С. Пругавин, "Религиозные отщепенцы", вып. II; его же, "Интеллигентная секта", там же; "Раскол в Пермской губ.", "Отеч. Записки", 1883; Е. Молоствова, "Иудействующие в русском сектантстве", "Пережитое", III.

З. Крупицкий.

Раздел8.




   





Rambler's Top100