Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иерузалем, Вильгельм

(Jerusalem) — австрийский педагог и философ, род. в Држенице (Drenic) в 1854 г. С 1872 по 1876 г. изучал классич. филологию и античную историю в Праге, в 1878 г. получил степень доктора за диссертацию "Die Inschrift von Sestos und Polibyos"; в том же году занял место учителя гимназии в Никольсбурге (в Моравии), а в 1885 г. — в Вене. С 1891 г. и поныне (1910) И. состоит приват-доцентом в Венском унив., где читает педагогику, психологию и философию (специально для кандидатов на педаг. службу — Lehramtskandidaten). Читает также в Jüdischtheologische Lehranstalt. Ясность мысли, плавный стиль и увлекательное изложение лекций и книг И. доставили ему известность далеко за пределами Австрии, но прогрессивность его убеждений и широта кругозора испортили его академическую карьеру при восторжествовавшем антисемитизме в Австрии. — Иерузалем занимает видное место среди современных философов; свои оригинальные взгляды он изложил в ряде работ, из которых назовем: "Lehrbuch der empirischen Psychologie" (с 3-го издания 1899 г. — Lehrb. d. Psych.); "Laura Bridgmann, Erziehung einer Taubstummblinden"; "Die Psychologie im Dienste der Grammatik"; множество попул. науч. статей в "Neue Freie Presse", "Zukunft" и пр., статьи в философских журналах (особенно в "Vierteljahrschr. f. wiss. Philos".) и в философских трудах: "Die Urteilsfunktion" (главный труд И., 1895) "Einleitung in die Philosophie", ibid., 1899 (есть русский перев.); "Der kritische Idealismus u. die reine Logik" (1905). Некоторые статьи И. собраны им в сборник "Gedanken u. Denker" (1905). — И. защищает точку зрения критического реализма и эмпиризма. Критический реализм И. утверждает, что "то, что мы воспринимаем, есть одна сторона действительного, независимо от нас совершающегося процесса (Geschehens), притом именно единственная нам доступная, но вместе с тем и единственная важная для нас сторона". Независимая от нас действительность, "вещь в себе", познаваема все больше и больше. В противоположность неокантианцам, И. настаивает на тесной связи теории познания с психологией, требует "генетического исследования" познания и сближает теорию познания с современной биологией — "стремление к познанию происходит из стремления к сохранению жизни". Из биологического взгляда на происхождение истины явствует, что "истина и заблуждение возможны лишь в суждении". Теория познания и психология должны поэтому сосредоточить свое внимание на развитии функции суждения. Эту "Urteilsfunktion", как возникающую из опыта общую форму мышления ("фундаментальную апперцепцию") И. противопоставляет данной до всякого опыта "трансцендентальной апперцепции" Канта и подробно анализирует различные формы суждения, сводя к ним основные познавательные категории (причинность, реальность и пр.). Генетическая теория познания должна, по Иерузалему, уделять особенное внимание языку и другим факторам познания. Сходную биологически-социальную точку зрения он проводит также в вопросах эстетики и морали. Примыкая к теориям Ницше, Авенариуса и Маха, И., однако, обнаруживает большую чуткость к другим точкам зрения, избегает, напр., крайностей биомеханизма Авенариуса и сближается по широте кругозора и умеренности реализма с Георгом Зиммелем (см.).

Б. Борохов.

Раздел6.




   





Rambler's Top100