Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иефет бен-Давид ибн-Сагир

(по-евр. Цаир) — караимский писатель и врач начала 14 в. в Каире. По предположению Штейншнейдера, И., может быть, получил прозвище "Цаир" (ריעצ, Младший) в отличие от знаменитого Иефета бен-Али га-Леви (см.). И. был учеником Израиля га-Маараби, именуемого им "мой господин и учитель", и следовал его взглядам, особенно в вопросах брачного права и в отрицании в них принципа аналогии. И. составил на арабск. яз. "Книгу Заповедей", состоящую из десяти отделов (макалат), разделенных на главы (фусул) и сохранившуюся в следующих рукописях: Петербург, первая коллекция Фирковича, № 618 (отд. 5—9); вторая коллекция, №№ 305 и 1041 (Гаркави, Studien und Mittheilungen, VIII, 190); Париж № 581 (отд. 9, о запрещенных браках); коллекция Элькана Адлера, № 247 (отд. 7 и 8); Британский музей, № 59814 (часть отд. 9 в копии, 1875 г.). Здесь же в рукописи № 32612 сохранились три листа, трактующих об убое скота и, по-видимому, относящихся также к "Книге заповедей" (а не к специальному сочинению об убое скота, как полагает Нейбауэр, или к комментарию на Пятикнижие). В этом сочинении И. цитирует многих караимских ученых, в том числе и таких, сочинения которых утеряны. Так, напр., И. сохранил длинную цитату из "Книги заповедей" Даниила Кумиси в евр. оригинале (ср. Гаркави, l. c.). Рядом с ними он также приводит сочинения раббанитских ученых, напр. кодекс Маймонида (которого он, впрочем, называет "Кафир", т. е. неверующий) и сочинение сына его, Авраама Маймонида, "Kitab ul-Kafajjat". В рукописи Британского музея, № 32612, приводятся еще сочинение гаона Гаи "Законы об убое скота", "Sefer ha-Pardes" Раши и Авраам ибн-Эзра. Зато из собственного сочинения И. лишь немногие цитаты сохранились у позднейших авторов. Сюда относятся Самуил га-Маараби в сочинении "Kitab al-Murschid", называющий И. или по имени, или эпитетом "аль-Хаким ас-Сафи", т. е. "испытанный врач" (ср., напр., отд. 7, гл. 5; изд. Lorge, стр. 6), и взявший, по-видимому, И. и его систему изложения в образец для своего "Kitab al-Murschid"; далее, Мордехай бен-Нисан, упоминающий И. в "Dod Mordechai" (л. 102), и нек. др. Пинскер приписывает И. также респонсы на арабском языке, основываясь на одном рукописном листе, принадлежавшем Фирковичу и заключающем в себе разъяснение одного брачного вопроса, но эта "тешуба" может быть взята из какого-нибудь сборника. Наконец, Мордехай бен-Нисан приводит от имени И. "цепь традиций", найденную им в книге Моисея Башяци "Mate Elohim", но она приписывается также Иефету бен-Саид.

— Ср.: Munk, Israelitische Annalen, 1841, 93; Pinsker, תוינומדצ יטוצל, I, 233; ibid., II, 148, 188; Fürst, Gesch. des Karäerthums, II, 257; Gottlober, תודלוחל תרצנ םיארצה, 182; Neubauer, Aus der Petersburger Bibliothek, 24; Steinschneider, Polemische und apologetische Literatur, 347; idem, Hebräische Uebersetzungen d. Mittelalters, 942; idem, Die arabische Literatur der Juden, §185, 244; Fünn, לארשי תסנכ, 582; Синани, "История возникновения и развития караимизма", II, 125.

С. П.

Раздел4.




   





Rambler's Top100