Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Израильские христиане

— Такое официальное наименование было предположено дать тем евреям в России, которые, приняв одну из христианских религий, пожелали бы образовать из себя особое Общество израильских христиан. Согласно высочайшему указу 25 марта 1817 года, подлежавшему опубликованию на русском, немецком и польском языках, общество учреждалось с целью обеспечить материальное благосостояние крестившихся евреев, так как, по словам указа, новообращенные, утрачивая связь с прежними единоверцами, не находили помощи у христиан, которые их еще не знали. Таким образом, формально задачей общества было, в сущности, поощрять евреев к крещению. Однако права и преимущества, предоставленные И.-X., не соответствовавшие по своей обширности этой сравнительно скромной цели, а еще более своеобразная организация общества и его несомненная связь с Библейским обществом (см.), указывают, что учредители общества И.-X., с имп. Александром I во главе, руководствовались в данном случае теми мистическими побуждениями, которые вызвали к жизни само Библейское общество и которые выходили далеко за пределы грубого обращения евреев в христианство. И.-Х. должны были селиться на специально отведенных казенных землях, но они были вправе повсеместно торговать, заниматься ремеслами и проч., не записываясь в цехи и гильдии; они освобождались от военной службы (с потомством), от земских повинностей и проч.; им было предоставлено выборное самоуправление; в столице их представителем являлся особый выборный агент. Каждая религиозная группа (православные, лютеране и т. д.) вправе была иметь свою церковь и пастыря; эта терпимость ко всем христианским религиям являлась характерной чертой Библейского общества. Управление общества И.-Х. было возложено на "Комитет опекунства И.-Х." в Петербурге, причем было предуказано, что "никакое местное начальство там, где общество то водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его"; Комитет должен был представлять отчет в своих действиях и расходах единственно государю, покровителю общества. Членами Комитета были деятели Библейского общества; из них кн. Голицын, председатель Библейского общества и ведавший, вообще, все еврейские дела, входил к государю с докладами. В 1821 г. в Екатеринославской губ. (где был назначен особый "попечитель общества И.-Х.") были отведены 26.000 десятин для И.-Х., но заселение не началось. Как писал впоследствии кн. Голицын, "из числа двух или трех сот евреев, бывших для сего в виду, ни один не соответствовал вполне намерениям императора и не имел всех предположенных к тому качеств и способностей". Опыт показал "почти явную невозможность составить поселение из таких крещеных евреев, какие к тому предназначались". Уходя и отставку в 1824 году, кн. Голицын предложил государю упразднить комитет, но государь повелел только приостановить его деятельность, притом без огласки. Имп. Николай I также потребовал сохранения комитета в бездеятельности, пока не завершится работа Еврейского комитета, занятого составлением нового законодательства о евреях. По закрытии Еврейского комитета последовало и упразднение Комитета опекунства (30 марта 1833 г.). Акты об учреждении общества И.-X. вышли в 1817 г. брошюрой на немецком языке "Von der Gesellschaft christlicher Israeliten und dem für dieselbe errichteten Tutel-Comität" с приложением объявления о задачах комитета.

— Ср.: "Полное собр. законов"; кн. Н. Голицын, "История русск. законодательства о евреях", 608—24; Лернер, "Евреи в Новоросск. крае", 233—39.

Ю. Г.

Раздел8.




   





Rambler's Top100