Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Изреель

(לאערזי, т. е. "Бог посеет", Stradela у Флавия, нынешний Zer'оn) — бедная деревушка у северо-западной подошвы горы Гилбои. В глубокой древности И. был весьма значительный ханаанейский город, который израильтяне с трудом отвоевали у аборигенов и который при дележе Ханаана достался Иccaxapовy колену (Иошуа, 17, 16; 19, 18); позднее И. становится второй резиденцией Ахаба (см.), который построил здесь роскошный дворец, развел великолепные сады и воздвиг высокую дозорную башню, с которой открывался далекий вид на дорогу, ведущую к Иордану (I Цар., 18, 45 и сл.; 21, 1 и сл.; II Цар., 9, 17, 25). Здесь же через посредство царя Иегу разразилась Божья кара над Изебелью (см.) и Иегорамом за их кровавые преследования пророков (II Цар., 8, 29; 9, 7, 16—37; 10, 6—11; II Хрон., 22, 6). Пророк Гошеа считает Изpeeль символом или знамением того грядущего несчастья, которое должно привести к гибели всего Изpaильского царства в долине того же имени (Гош., 1, 4 и сл.; 2, 23 и сл.). — По имени этого города называлась и та небольшая равнина, которая тянется с юго-востока на северо-запад, длиною в 8 и шириною в 3—5 часов пути (Иошуа, 17, 16; Суд., 6, 33; Гош., 1, 5); позднее равнина получает название "Большое поле Ездраелона, или Ездрелома" (Юдифь, I, 8). Кроме того, вся эта равнина или часть ее иногда носит название — "Равнина Мегиддо" (II Хрон., 35, 22); позже, в эпоху римского владычества, ее называют Campus Legionis; она, наконец, была известна в древности под названиями "Великое поле у Дотаима" (Юдифь, IV, 5) и просто "Великая равнина" (I Мак., 12, 50; Флавий, Древн., XII, 8, §5 и др.). В настоящее время она называется Merdsch ibn-Amir. Северо-восточную границу равнины составляет крутой склон Галилейского плоскогорья; противоположный юго-западный край ее обрамлен цепью холмов, образующих первую ступень Эфраимского плоскогорья; с востока к ней примыкают Гилбоа и Малый Хермон, а с запада юго-восточный край подошвы Кармела. По этой же равнине протекает многоводный Кишон, берега которого на далекое расстояние представляют собою наиболее плодородные местности в Палестине; хотя они и мало обрабатываются, так как население здесь состоит преимущественно из разбойников-бедуинов, вовсе не занимающихся земледелием, однако на многочисленных полосах хлеб вырастает сам собою, даже не будучи посеянным. Знаменитый еще в древности сирийско-египетский караванный путь пересекает между прочим южную часть Изреельской равнины. Это обстоятельство имело особенное значение в том отношении, что нередко делало Изреельскую равнину ареною кровавых сражений, тем более, что и плоский ее характер особенно этому благоприятствовал. Так, Библия сообщает о целом ряде сражений, разыгравшихся на Изреельской равнине. У Таанаха и близ реки Кишона произошла кровопролитная битва между Бараком (см.) и Сисерой (Суд., 4, 7, 13; 5, 19, 21); в окрестностях И. Гидеон сражался с мидианитами (Суд., 6, 33; 7, 22), а Саул воевал с филистимлянами (I Сам., 29, 1, 11; 31, 1 и сл.; II Сам., 4, 4). Далее, здесь произошло кровавое столкновение израильского царя Ахаба с сирийским царем Бен-Гададом (I Цар., 20, 26 и сл.), а у Мегиддо сражались царь Иошия с фараоном Нехо (II Цар., 23, 29; II Хрон., 35, 22 и сл.); там же, наконец, происходили столкновения сирийских войск Трифона и людей Ионатана Маккавея (I Мак., 12, 50). Точно так же эта равнина оказалась местом многочисленных кровавых сражений в эпоху римского владычества, когда легионы находились здесь под начальством Габиния и Веспасиана, и позднее, в эпоху крестовых походов; еще в 1799 году 3.000 французских солдат под начальством Наполеона и Клебера разбили тут турецкую армию в 25.000 чел. — Другой Изреель, откуда происходила первая жена Давида — Ахиноам (см.), лежал в восточной части Иудейского плоскогорья (Иош., 15, 56; I Сам., 25, 43; 27, 3 и др.). Название этого города встречается также в генеалогическом списке Иудина колена, в качестве имени одного из сыновей отца Этама (I кн. Хрон., 4, 3), откуда можно заключить, что или все население этого города, или по крайней мере большая часть его принадлежала к роду Этама. [Из НВА Riehm'а, I, 724—725].

Раздел1.




   





Rambler's Top100