Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иосе бен-Абин

(также Абун или Бун, יסוי׳ר ןונ רנ, ןינא רנ) — палестинский аморай пятого поколения (4-го века), сын р. Абины I (Bacher, Ag. pal. Amoräer, III, 724; см. Абина); младший товарищ р. Маны II, которого он пережил (Frankel, Mebo, 102a). Талмуд рассказывает, что И. был учеником палестинского аморая р. Иосе из Иокарта; в Вавилонии И. встретился с рав Аши (Таан. 24а). Этим объясняется то, что И. часто передает анонимные галахи от имени "тамошних ученых", ןמתר ןננר, т. е. вавилонских (Иер. Шаб., IX, 3 и др.), знает хорошо вавил. обычаи (Иер. Пес., X, 2), а также знаком с жизнью эксиларха (Иер. Сота, V, 5). Вейс (Dor, III, 177, прим. 2) без особой нужды допускает здесь ошибку и вместо р. И. бен-Абина читает р. Асси, который часто упоминается в вавил. Талмуде (ср. Dikduke Soferim, 140); И., по его мнению, никогда не был в Вавилонии. То обстоятельство, что Иосе были известны мнения вавил. ученых, Вейс объясняет тем, что его отец р. Абина часто бывал в Вавилонии (см. Абина и Бун). Но в этом случае странно, что И. ничего не передает от имени своего отца, между тем как у всех амораев соблюдался священный обычай (ср. Иеб., 96б) цитировать источник. Правдоподобнее мнение, что именно встреча И. с рав. Аши, редактором вавил. Талмуда, побудила его приняться за окончательную редакцию Иерушалми. — И. был ригористичен в отношении соблюдения религиозных обрядов и не допускал отступлений от них даже в тех случаях, когда последние вызываются исключительными обстоятельствами (Иер. Санг., II, 6), разве только тогда, когда правительство к этому принуждает, תםנוא תוכלמהש (Иер. Шебиит, IV, 2). Возможно, что в то время положение евреев в Палестине стало лучше (Frankel, Mebo, 102a), и поэтому И. не мог чувствовать гнет, под тяжестью которого приходилось иногда делать отступление от закона. И. отличался точностью своих знаний и логичностью мышления; он всегда стремился найти мотивы для каждой галахи (Иер. Мег., III, 8). В толкованиях Мишны И. поставил себе задачей устранить встречающиеся в ней противоречия. Он придавал немалое значение древним обычаям (Иер. Таан., IV, 1; Иерушал. Беца, II, 4). Главной его заслугой было его участие в редакции Иерусал. Талмуда (Франкель, Вейс).

Ср.: Bacher, Ag. pal. Amor., III, 724 и сл.; Weiss, Dor, III, 117 и сл.; Heilprin, Sed. ha-Doroth, II, 224; Frankel, Mebo, 102a; Halevy, Doroth ha-Rischonim, III, 122 и сл.

А. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100