Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иосиф бен-Самуил бен-Исаак

прозванный Иосиф га-Машбир (רינשמה ףסוי) — один из позднейших караимск. ученых в Польше; И. родом из местечка Деражни, Подольской губ., где издавна существовала караимская община; происходил из семьи Роди (ידזר; члены этой семьи, применяя библейское выражение, называли себя ׳ה םענ םידורה תחפשממ — "из семьи властвующих над народом Божиим") и был учеником Нисана, отца Нисана бен-Мордехай Кокизова, в доме котсрого воспитывался. Мордехай Кокизов же, в свою очередь, был учеником И. и пользовался его помощью при составлении ответов на предложенные ему христианским ученым Тригландом вопросы (ср. предисловие к "Dod Mordechai"). Около 1670 г. И. вместе с братом Иошуею переселился в Галич (Галиция), где караимская община была в полном упадке. Ему удалось вдохнуть новую жизнь в нее, введя ряд полезных установлений и положив начало сближению галичских караимов с крымскими единоверцами. За благотворную деятельность И. был прозван "га-Машбир" (רינשמה, "снабжающий хлебом"; ср. Бытие, 42, 6), и это прозвище осталось за его потомками по настоящее время. И. умер в 1700 году, и его ученик, Мордехай Кокизов, сочинил элегию на его смерть. И. написал следующие сочинения: 1) ףסוי יכרנ, упоминается в "Orach Zaddikim" Симхи-Исаака Луцкого. s. v., неизвестного содержания; 2) המכח רנ, комментарий к молитвам; за смертью автора остался незаконченным; 3) הנועו רע, упоминается Фирковичем (называющего И. своим дедом) в сочинении ןורכז יננא, л. 2, неизвестного содержания; 4) ףסוי 285;ראפ, о грамматике и превосходстве евр. языка, сохранилось в неполной рукописи в Оксфорде, № 23921 (Steinschneider, HB., XI, 10); это сочинение, по-видимому, считалось наиболее ценным его произведением, так как в поминальных списках И. приводится, как автор "Порат Иосиф Галичский" (ףסוי תראף לענ ףסוי יצילעהה); 5) םירציע הרשע לע שוריפ, "Комментарий к десяти основам караимской веры", упоминается у Луцкого, s. v.; 6) ףסוי רנש (или רכש), религиозные рассуждения в катехизической форме, также упоминается Луцким, s. v.; 7) из литургической поэзии — покаянные и просительные молитвы, гимны и пр., — из которых 14 помещены в караимском молитвеннике (изд. Вильна, I, 5; III, 294—297, 299, 300, 301; IV, 76, 118, 138, 139, 196, 206; в списке синагогальных поэтов, составленном Луццато и напечатанном в журнале נוט רצוא, 1883, на стр. 30, перечислены лишь 10 стихотворений И.), кроме того, 6 стихотворений напечатаны в сборнике תולהת לארשי (Бердичев, 1909), стр. 13, 15, 24, 34, 35. Почти все стихотворения имеют в акростихе имя автора и его отца, а в одном (молитвенник, изд. Вильна, III, 296) также имя деда Исаака. — Влияние И. продолжалось и впоследствии через потомков и преемников его в Галиче. Из них известны: 1) сын его Моисей (упоминается у Симхи-Исаака Луцкого, 22а); о деятельности его никаких сведений не сохранилось; он умер в 1738 г. — 2) Второй сын его, Самуил, названный в надгробной надписи "учителем, обнимающим все области знания", תומכחה ללכ לוכה נר (Луцкий, l. c.), известен, как синагогальный поэт. Одно стихотворение его на субботу помещено в молитвеннике (изд. Вильна, I, 242), а два — в сборнике לארשי תולהת, 39 и 46; он умер в 1745 г. — 3) Внук его, Моисей бен-Самуил, упоминается у Луцкого, l. c., стр. 39, умер в 1793 г. — 4) Правнук И., Самуил бен-Моисей, последний хазан из его потомков в Галиче, умер в 1802 г.

— Ср.: Jost, Gesch. des Jud., II, 373; Gottlober, םיארצה תודלותל תרצנ, 178; Neubauer, Aus der Petersburger Bibliothek, 75; Fürst, Gesch. des Kar., III, 86, 124; Fünn, לארשי תםנכ, 483; Jew. Enc. VII, 271; Fahn, איצילגנ םיארצה תורוצל, 7—11; Posnanski, в Zeitschrift f. hebräische Bibliographie, XIV, 95, 113.

C. П.

Раздел4.




   





Rambler's Top100