Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иошия (Иошиягу) бен-Саул бен-Анан

— внук основателя секты караимов, живший в конце 8 или начале 9 вв. Удивительно, что, как внук Анана, он упоминается только в генеалогических списках и "цепях традиции", относящихся к более позднему времени ("Dod Mordechai") Мордехая бен-Нисан, 5а и 11б, где говорится, что Иошия был учеником своего отца, Саула, и учителем Вениамина Нагавенди ("Orach Zaddikim" Симхи-Исаака Луцкого, 21а, где Иошия назван "князем" или "главой изгнания"). У писателей же более древних И. упоминается лишь по имени; например, у Иуды Гадасси (Eschkol, алфав. 258, буква צ), замечающего, что Иошия, "светоч знания", установил, что сыновья умершего наследуют в равных частях со своими дядями; у автора םיארצה צולח םיננרהו (ср. Пинскер, II, 106), упоминающего двух братьев, — "Иошию, венец Торы, и Иезекию, ключ знания", но не указывающего их генеалогии; у Аарона Младшего (Gran Eden, 144б и оттуда в Adereth Eliabu Илии Башяци, в начале отдела "О женщинах", 80б), приводящего от имени "князя Иошии" мнение, согласно которому необходимыми моментами при заключении брака являются: свадебный подарок, присутствие свидетелей, договор, а также посвящение (ןישדצ) и символический обряд приобретения в собственность (ןינצ). Неизвестно, действительно ли во всех этих местах имеется в виду Иошия, но употребляемые эпитеты делают такое предположение весьма вероятным. Отсутствует также имя И. в поминальных списках караимов. Существует еще караимский синагогальный поэт имени Иошия, одно стихотворение которого напечатано в молитвеннике (изд. Вильна, ч. IV, 170), а другое помещено в сборнике синагогальных песнопений, לארשי תולהת (Бердичев, 1909, стр. 29). Он, может быть, тождествен с одним из следующих двух: 1) Иошией бен-Аарон, который, по мнению Фирковича (ср. Готлобер, םיאדצה תודלותל תרצנ, стр. 170, примеч.), был сыном Аарона Старшего, от которого сохранилось стихотворение на "субботу женихов", имеющее в третьей части акростих ןרהא ןנ והישאי (ср. молитвенник, изд. Вена, I, 166), или 2) Иошией га-Рофэ бен-Иегуда бен-Аарон из Трок (упоминается среди трокских ученых в Orach Zaddiim, 22a), который, по-видимому, был отцом Авраама га-Рофэ бен-Иошия из Трок (ср. Geiger, Isaak Tpoki, Gesammelte Schriften, III, 215, прим. 11). От него также сохранилось в караимском молитвеннике три стихотворения с акростихом הדוהי ןנ והישאי (изд. Вильна, III, стр. 267, 321, 322).

— Ср.: Jost, Gesch. des Judenth., II, 344; Pinsker, תויגומדצ יטוצל, I, 44; Weiss, רוד, IV, 68; Гаркави, "Исторические очерки караимства", II, 2.

С. П.

Раздел4.




   





Rambler's Top100