Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иоэль, Мануэль

— выдающийся исследователь религиозной философии и раввин; род. в 1826 г. в Бирнбауме (Познань), ум. в 1890 г. в Бреславле (сын раввина Гейманна Иоэля из Бирнбаума и брат Давида Иоэля). В Берлинском университете И. изучал классическую филологию и философию; докторский диплом получил в Галле в 1854 году, после чего в течение 9 лет преподавал в равв. семинарии в Бреславле. В 1864 г. И. заместил Авраама Гейгера на посту раввина бреславльской общины. — Первыми литературными работами И. были биографии наиболее выдающихся последователей р. Акибы — р. Меира, р. Симона бен-Иохай, р. Иосе бен-Халафта и р. Иуды бен-Илай (Monatsschrift, 1855—57). Но главная деятельность И. сконцентрировалась на исследовании религиозной философии, где И. является пионером. Его статьи о Гебироле (Monatsschrift, 1857—59; перепечат. в его Beiträge zur Gesch. d. Philosophie, 1876) были написаны с целью подвергнуть критическому пересмотру "Mélanges" Соломона Мунка. И. показал, что "Mekor Chajim" является только руководством по неоплатонической философии и что автор его не может претендовать на оригинальность. Внимание И. было также обращено на Маймонида: он дал сжатое изложение его философской системы (Die Religionsphilosophie des Moses ben Maimon в отчете бреславльской семинарии за 1859 г.; перепеч. в Beiträge, I) и доказал, что труды Маймонида служили одним из источников для Альберта Великого (I). Verhältnis Alberts des Grossen zu Maimonides в отчете 1863 года и в Beiträge). Затем И. исследовал двух почти забытых тогда философов — Герсонида (Levi ben Gerschon, als Religionsphilosoph, Beiträge, I) и Хасдая Крескаса (Don Chasdai Crescas religionsphilosophische Lehren in ihrem geschichtl. Einflusse dargestellt, в Beiträge, II). Изучение философии Крескаса привело И. к открытию зависимости Спинозы от евр. мыслителей (Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen geprüft; zur Genesis d. Lehre Spinozas в Beiträge, II). В своих работах И. желал облегчить лучшее понимание евр. средневековой философии и показать влияние ее на христианских схоластиков (Etwas über d. Einfluss d. jüd. Philos, auf d. christliche Scholastik, Beiträge, I) и нееврейский мир вообще (Ueber d. wissenschaftlichen Einfluss d. Judentums auf d. nicht-jüdische Welt, в Beiträge, II). — Из других работ И. назовем: Zur Orientierung der Kultusfrage (1867); Festpredigten (1867); Notizen zum Buche Daniel; Etwas über Sifra u. Sifre (1873); Religionsphilosophische Zeitfragen (1876); Gutachten uber d. Talmud (1877); D. Angriffe d. Heidentums gegen Juden und Christen in d. ersten Jahrhunderten d. römischen Cäsaren (1879); Blicke in die Religionsgeschichte (2 тома, 1880—83) — ценное исследование, относящееся к ближайшим столетиям до и после P. Xp.; Gegen Gildenmeister (1884). После смерти И. появились его: Predigten aus dem Nachlasse von Dr. M. Joeł (3 т., 1892—98) и статья D. Mosaismus u. d. Heidentum (в Jahrb. f. jüd. Gesch. u. Literatur, Берлин, 1904, 29—90).

Ср.: Gedenkblätter z. Erinnerung an Dr. Manuel Joёl, Бреславль, 1890; I. Freudenthal, Ueber die wissenschaftliche Tätigkeit Dr. M. Joёl's, в Allg. Zeit. d. Judent., 1890, 589 и сл.; Eckstein, Zu M. Joёls Jahrzeitstage, ib., 1891, 558; Meyers Konversations-Lexikon. [J. E., VII, 209—10].

Раздел5.




   





Rambler's Top100