Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Исаак бен-Элеазар из Кесареи

— палестинский аморай четвертого века. Он преподавал закон в старой синагоге в Кесарее, где пользовался у учеников и друзей такой славой, что Якоб из Kefar Nibburaya сравнил высокое положение И. в синагоге с положением Бога в храме (Иер. Бикк., 65г; Midr. Schemuel, VII, 6). В Талмуде имеется много его галахических решений (Иер. Бик., 63г; Сукка, 35б; Иер. Демай, 26б; Иер. Кид., 63в; Иер. Наз., 57г; Б. Б., 163а; Иер. М. К., 81б; Иер. Шаб., 16d). И. передавал галахи от имени р. Иеремии (Waj. r., XXXIII, 2) и от имени р. Нахмана бен-Якоб (Иер. Шаб., 9а). Об И. рассказывается, что он обладал большими познаниями в поваренном искусстве и умел изготовлять триста шестдесят пять различных блюд (Echa r., к 3, 17; Иер. Хаг., 78a). В окрестностях Кесареи был каменный утес. Однажды И. гулял в том месте и увидел широкую кость на дороге. Он покрыл ее землею, чтобы прохожие не спотыкались о нее, но она вновь обнажилась. И. несколько раз зарывал кость в землю, но все это было напрасно: кость выступала наружу. Тогда И. решил, что кость предназначена Богом для какой-то цели и стал следить за нею. Через несколько дней по этой же дороге проехал царский чиновник по имени Вередарий, споткнулся о кость и пал мертвым. Потом оказалось, что чиновник вез с собою эдикт, направленный против евреев (Ber. r., X, 7; Waj., XXII, 2; Bemid. r., ХVIII, 18; Kohel. r., к 5, 8). В ответ на вопрос, почему такие два великие пророка, как Иеремия и Даниил, в обращении своем к Богу опускали атрибуты, которые даны Господу Моисеем, И. говорят: "Эти пророки знали, что Бог не любнт лести" (Иер. Мег., 74в). И. отдает преимущество скромности перед знаниями (Иер. Шаб., 3в). — И. не следует смешивать с другим амораем того же имени, жившим полвека раньше его и в доме которого р. Хия бен-Абба, р. Амми и р. Исаак Напха собирались для научных занятий (Аб. Зара, 24а; Хаг., 26а; М. К., 20а). Этот первый аморай читал некролог по поводу смерти р. Иоханана (М. К., 25б); впрочем, о разных версиях ср. Бахер (Ag. pal., Amor., III, 718, прим. 4).

— Ср.: Frankel, Mebo, 107a; Heilprin, Seder ha-Doroth, II, 238; Bacher, Ag. pal. Amor., III, 717—719. [J. E., XII, 613—614].

Раздел3.




   





Rambler's Top100