Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Исмаил аль-Окбари

— основатель еврейской секты на Востоке в первой половине 9 в.; был родом из города Окбары, в расстоянии 10 парасангов от Багдада, откуда И. получил свое прозвище, перешедшее также к его приверженцам — окбаритам. Он жил при халифе Аль-Мутасим-Биллахи (834—842) и был, таким образом, современником Вениамина Нагавенди (см.), но сам, по-видимому, не был караимом, как полагают Готлобер и Гаркави. В своих сочинениях И. унижает Анана. Киркисани, напротив, говорит, что своими речами И. похож на безумца и что все рассудительные люди, слушая его, издевались над ним. Вместе с тем И., по словам Киркисани, был чрезвычайно самонадеян и горд; рассказывают, что, почувствовав приближение смерти, он приказал приверженцам начертать на его могиле: "Колесница Израиля и конница его" (II кн. Цар., 2, 12). Сколько у него было приверженцев и каково было их влияние, в точности не известно, но при Киркисани, т. е. в первой половине 10 в., секта И. уже не существовала. Из сохранившихся мнений И. особенно обращает на себя внимание его отрицание масоретского правила, что некоторые библейские слова следует читать иначе, чем они написаны (ניתכו ירצ); И. утверждал, что их следует всегда читать так, как они написаны. С другой же стороны, И. учил, что в Пятикнижии есть места, которые первоначально читались иначе, а впоследствии были искажены. Таких примеров сохранилось от его имени четыре. Так, И. утверждал, что в Быт., 4, 8 после "И сказал Каин Авелю, брату своему" стояли еще слова: "Встань, пойдем в поле", הדשה אצנ םוצ; Бытие, 46, 15 сначала читалось: "всех душ сыновей и дочерей его тридцать две" (םינשו םישלש), что впоследствии было искажено в "тридцать три" (שלשו םישלש); в Исх., 16, 35, вместо "сыны Израилевы ели (ולכא) манну сорок лет" должно быть "будут есть" (ולכאי), так как в то время, когда эти слова были написаны (первый год странствования по пустыне), еще не прошло сорока лет; в Hex., 20, 18, вместо "весь народ видел (םיאר) голоса", должно читать "слышал" (םיעמוש), так как, конечно, голос можно слышать, но не видеть. По поводу двух примеров Киркисани (также Гадасси в "Eschkol ha-Kofer", алфав. 97, буква ׳פ) замечает, что принятые И. чтения встречаются также у самарян, и высказывает предположение, что И. их заимствовал у последних. Но, насколько известно, в эпоху И. самарян в Вавилонии не было, и кроме того, чтения самарянского Пятикнижия немного разнятся от чтения И. (Быт., 4, 8 в самар. Пятикнижии читается הדשה הכלנ, а не אצנ; Исх., 20, 18, самар. текст имеет עמש םעה לכו, а не םיעמוש, остальные же два примера совершенно отсутствуют в самарянск. Пятикнижии). Тем не менее возможно, что И. был знаком с Пятикнижием самарян. Эта связь, которая замечается между И. и самарянами, послужила для Гадасси поводом считать ошибочными также все остальные его воззрения, заимствованные у самарян (Гадасси, l. c., буквы ׳ד до ׳ח). — Подобно всем основателям сект в период гаонов, И. был противником распространенной тогда календарной системы и утверждал, что начало месяца совпадает с моментом конъюнкции (דלומ) и что именно с этого времени обязательны молитва о новолунии и предписанное для этого случая жертвоприношение, хотя бы это время пришлось за час до захода солнца. И. относился менее строго к законам о субботе, чем раббаниты и караимы, разрешая есть в субботу приготовленное в этот день иноверцами. Владелец бани или корабля, функционирующих беспрерывно по будням и по субботам, обязан делить с бедными заработок дня седьмого и сорок девятого (точнее, пятидесятого), подобно тому, как разрешается пользоваться плодами земли, растущими в будни и в субботу, но зато земля должна отдыхать каждый седьмой и пятидесятый год. Подобно Анану, Вениамину Нагавенди и Даниилу Кумиси, И. также запретил в изгнании употребление мяса, основывая свой запрет на Второзак., 12, 27, из которого он выводит, что можно есть мясо лишь тогда, когда кровь жертв проливается на жертвенник, ныне же, когда жертвоприношения уже прекратились вообще, запрещено употребление мяса. — Из арабских писателей один Макризи упоминает об И., говоря, что приверженцы его выделяются среди всех израильтян в отношении соблюдения субботы и толкования Пятикнижия, но не приводит никаких подробностей. По словам последователей Окбари, основатель секты Абу-Имран аль-Тифлиси (ср. с соотв. статьей), во многом следовавший ему, был учеником И.

— Ср.: Киркисани, изд. Гаркави, 284, 314—315, 317; Makrizi, у de Sacy, Chrestomathie arabe, I2, 116; Fürst, Geschichte des Karäerthums, I, 85 (много ошибок); Gotlober, םיארצה תודלותל תרצנ, 159; Grätz, V4, 225, 512—513 (неверно); Гаркави, "Введение к изданию Киркисани", в "Записках Вост. отдел. Археологич. Общества", VIII, 268—269; תותכה תורוצל לארשינ, 15—16; "Исторические очерки караимства", II, 4—9; Poznański, Jew. Enc. VI, 648 (там Окбара по ошибке назв. Akbara).

С. П.

Раздел4.




   





Rambler's Top100