Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Испагань

(Исфагань) — город в Персии, шахская резиденция при Сефидах. Начало И. восходит к отдаленным временам и служит предметом многих легенд. Одна из них, переданная Моисеем Хоренским и арабскими географами и путешественниками, Ибн-аль-Факи, Истахри, Ибн-Хаукалем, Якутом и др., приписывает основание города И. евреям после разрушения Навуходоносором Иерусалима. Тем же Моисеем Хоренским и византийским летописцем Фавстом сообщается, что Шапуром (Сапором) II были взяты в плен около 70000 евреев в Армении (см.) и поселены в И. и Сузиане. И. называлась тогда "Jahudijah". По неизвестной причине была умерщвлена половина евр. населения И. при преемнике Иездигерда III Перозе (458—84). Дети же, по его приказу, были насильно отняты от родителей и помещены в храме "Horworm" для воспитания их в лоне официальной религии огнепоклонничества (ср. Hamza al-lsfahani, Annales, изд. Sottwaldt, стр. 56; Nöldeke, Tabari, стр. 118, прим. 4). При преемниках Пероза евр. община пользовалась сравнительным благополучием и по количеству населения и культуре считалась одной из первых в Персии. В конце 7 в. И. была центром сектантского движения лжепророка Абу-Исы Исфагани. По преданию, последний выступил во главе 10000 человек из города и сразился с халифом. Вениамин Тудельский (12 в.) передает, что население И. достигало 15000 чел. Раввин И. Сар-Шалом был, по назначению эксиларха, заведующим всеми евр. общинами в Персии. С основанием династии Сефидов (1499—1722) положение евреев Испагании изменилось к худшему. Шарден, бывший при дворе Аббаса I, описывает в своем сочинении (Voyage en Perse, Amsterdam, 1711, VI) жестокие преследования, которым подверглись евреи И. Особенно они пострадали от вероотступников Абуль-Гасана и Мумина (Симон-Тоба бен-Давид): они были обязаны покрывать голову колпаком; при Аббасе I (1586—1629) евреи были насильно обращаемы в ислам, а евр. книги брошены в реку. Новообращенным выдавали субсидию (400 франков — мужчине, 300 франк. — женщине). При Аббасе II (1642—1666) евреи И. подверглись еще худшим жестокостям, которые подробно описаны в рифмованной хронике персидско-евр. поэта Бабая ибн-Лутфа (см.). При преемниках последнего, Сефи II Сулеймане (1666—94) и последнем Сефиде, Султане-Хоссейне (1694—1722), власть находилась в руках фанатичного шиитского духовенства, которое довело евреев до положения жалких париев. Лишь при Наср-Эддине, положение местных евреев немного улучшилось. В 1850 г. Вениамин II нашел в И. 400 евр. семейств, 3 синагоги и 8 раввинов. — И. привлекает массы евр. паломников, приезжающих молиться на чудотворной могиле Серахи, дочери Асера, которая, по преданию, погребена в окрестностях И. — В 1907 году насчитывали 6500 евреев. Имеются 2 училища Alliance, для мальчиков (247 учен.) и девушек (96 учен.), основанных в 1901 г.

— Ср.: Arakel, Livres d'histoire, XXXIV; Babai, Divan (Bibliot. Nationale, евр. рук. № 1356); Barbier de Meynard, Dictionnaire de la Perse, s. v. Ispahan; Edrisi, изд. Jaubert, II, 167; Confino, Revue des Écoles de l'All. Isr. Univers., № 4, 183, № 5, 339; Seligsohn, в Rеv. Et. Juiv., XLIV, 87—103; 244—259; Grätz, Gesch., I, III, IV; M. A. Абезгуз, "Восход", 1904—1905; A. Неймарк, в Haassif, 5649; Отчет Alliance за 1907 год; Jew. Enc. VI.

Раздел5.




   





Rambler's Top100