Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иудея

(הדוהי ץרא) — область в Палестине, ограниченная с севера Самарийской возвышенностью, с запада — Средиземным морем, с юга — пустыней Эль-Тих (древний — Мидбар-Фаран), с востока — Мертвым морем и отчасти рекою Иордан. В различные эпохи палестинской истории границы И. определялись различно. В последние века И. представляет собою понятие исключительно географическое, так как ни по административному устройству, ни по этнографическому своему характеру она не может быть выделена в особую область.

Устройство поверхности. — Книга Иошуи, в которой впервые находим подробные географические сведения о И., различает в этой области 4 отдельные части: 1) собственно Иудейскую гору (רה, Иош., 15, 48), 2) пустыню — по восточному склону Иудейских гор до Мертвого моря (רנדמ; Иош., 15, 61), 3) долину Шефела (הלפש) — по берегу Средиземного моря (Иош., 15, 33) и 4) сухую страну Негеб (נגנ) — на юге (Иош., 15, 21). Такое подразделение страны в общем вполне соответствует и характеру ее поверхности. — 1) Центральную часть И. занимают Иудейские горы, главный гребень которых тянется почти по прямой линии с севера на юг. От него расходятся на запад и восток, все более понижаясь, второстепенные горные группы, образуя два склона — к Средиземному морю и Мертвому. По узким ущельям этих гор стекают к обоим морям шумные горные ручьи и речки, которые носят обычно арабское название "вади". На севере от Вади Малака и Вади Наваими гребень Иудейских гор значительно повышается, поднимаясь вершиной Телль-Асур (древний רוצח-לענ) до высоты 1011 м. Долины здесь очень глубокие, с отвесными склонами, почва плодородна и хорошо культивирована. В средней своей части Иудейские горы значительно ниже; главные вершины: Джебель-эль-Тур (древний םיתיזה רה) возле Иерусалима — 818 м — и Неби-Самвиль (древний הפצמ, Иош., 15, 38) — 869 м. — 2) Восточный склон Иудейских гор — от главного хребта до Мертвого моря — представляет пустынную, все понижающуюся к востоку местность; у самого берега Мертвого моря она лежит почти на 200 м ниже уровня океана. — Из долин наиболее значительны: Вади-эд-Дарадже, Вади-эль-Оредже, заканчивающийся у Эн-Геди (ידג ןיע, Иош., 15, 62), и Вади Сеял, кончающийся у развалин крепости Масады. Обилие разбросанных по всем этим горам и долинам развалин, колодцев и цистерн дает основание полагать, что в древнее время эта местность была далеко не так пустынна. В период римского владычества здесь проходили две дороги: одна от Иерусалима до Иерихона, имевшая большое торговое и стратегическое значение, другая — от Хеброна, через Зиф (ףיז) и Маон (ןועמ, Иош., 15, 55), до крепости Масады (Себбе) на берегу Мертвого моря. Южнее этой местности, на юго-восточном берегу Мертвого моря, возвышается группа меловых гор Эс-Сафия, среди них Джебель-Усдум (возникший, согласно легенде, на месте погибших городов Содома и Гоморры). — 3) Приморская долина Шефела представляет собою узкую (20—30 км) холмистую полосу, тянущуюся по берегу Средиземного моря от самого почти Вади-эль-Ариша (древний םירצמ לחנ, Иош., 15, 4) на юге, до реки Оджи — на севере. Шефела с древних времен и поныне является самой плодородной местностью Палестины. В эпоху второго храма здесь проходили две дороги из Яффы в Иерусалим: одна — лучшая — через Кириат-Иеарим (םירעי תירק, Иош., 15, 9), другая — через Лидду (דול — Эзра, 2, 33; Нехемия, 7, 37; Diospolis — во времена греко-римского владычества) и Бет-Хорон. Кроме того, здесь же шли дороги: из Газы — через Eleutheropolis (Бет-Джибрин) — в Иерусалим и — самая древняя — из Египта через Газу и Аскалон (ןולקשא, Суд., 14, 19) до Кесареи (Флавий, Иуд. войн., I, 21). — 4) Страна Негеб (в Талмуде назыв. иногда Даром), расположенная по южной границе Палестины, возвышенна и достигает в некоторых местах 800 м. Восточная часть называлась в древности Сеирской, или Идумейскою, горою (ריעש, Второзак., 2, 1). Северная часть Негеба некогда была довольно плодородна, как свидетельствуют остатки колодцев и плантаций. Южная часть за Вади Фикрея представляет безжизненную пустыню, называемую теперь Эль-Тих, некогда — Син (ןיס רנדמ, Исx., 17, 1).

Климат и орошение. — И. не знает разделения года на четыре периода: здесь различаются только жаркое и сухое лето и сравнительно холодная и сырая зима. В климатическом отношении наблюдается значительная разница между приморской Шефелой и горной И. В то время как в первой средняя годовая температура достигает + 20° и снега почти не бывает, во второй средняя годовая температура едва достигает + 17°, а снег часто выпадает и остается иногда лежать подолгу. Особенно высоких или низких температур в И. не замечается (только в августе 1881 г. наблюдалась жара в + 44°, а в январе 1864 г. мороз в — 4°). Зато значительна бывает разница между температурой дня и ночи, достигающая иногда 15° и больше, особенно в жаркие летние месяцы (ср. Иеремия, 36, 30). Из ветров, дующих здесь, особо следует отметить юго-восточный ветер "сирокко", дующий обыкновенно в апреле и октябре и приносящий с собою страшную сухость, одинаково вредную как растительному, так и животному миру.

Атмосферные осадки в И. выпадают в общем изобильно, хотя и распределяются по временам года очень неравномерно: в то время как в течение зимы дождливых дней бывает 45—55, в течение лета дождей совершенно не бывает. Страну, однако, можно было бы считать весьма благоприятной в смысле орошения, если бы не некоторые неблагоприятные местные условия. Сюда относятся: весьма малое развитие речных долин, обычно круто спускающихся с гор к морю, что не дает речной воде застаиваться, и наконец, то обстоятельство, что вся выпадающая влага распределяется между небольшим числом дней в году. Отсюда вытекает необходимость искусственного орошения многих местностей (см. Дождь). Реки И. по этой причине, не играют большой роли в орошении страны. Кроме того, отсутствие дождей в течение нескольких месяцев подряд — притом наиболее жарких — приводит к тому, что большинство рек И. летом совершенно высыхает или — в лучшем случае — превращается в едва заметные ручейки. Поэтому еще с древнейших времен стали прибегать к искусственным способам орошения. Сюда относится устройство цистерн для сохранения дождевой воды и водопроводов при них. — Санитарные условия И. весьма благоприятны, особенно в местах гористых. Из местных болезней чаще всех встречаются лихорадка (в болотах Шефелы), дизентерия и воспаление глаз.

Флора и фауна. — По характеру флоры в И. можно различить два главных пояса: 1) пояс вечнозеленых южно-европейских деревьев — низменная полоса по берегу Средиземного моря; 2) пояс азиатских степей — горная область И. В обоих этих поясах в изобилии произрастают садовые, огородные и полевые растения, встречающиеся в культурном и некультурном виде. Из культурных садовых растений первое место по важности занимает оливковое дерево (תיז); затем следуют: фиговое дерево (הנאת), финиковая пальма (רמת), встречающаяся в южных поясах И., сикомора (המקש), гранатовое дерево (ןומר), миндальное (דקש), яблоня, апельсинное, лимонное, тутовое, райское, персиковое и, наконец, абрикосовое дерево, — почти все сравнительно позднего происхождения и малоизвестные в древней Палестине. Оливковое дерево играло и играет очень важную роль в жизни жителя И., доставляя ему плодами своими пищу, а древесиной — материал для разных изделий. Второе место по важности в хозяйстве страны занимает виноградная лоза (ןפג). В древности виноградниками славилась вся Палестина, особенно И. (Бытие, 49, 11), в последние же века это растение культивировалось мало. Только в самое последнее время благодаря еврейским и немецким колонистам эта культура опять заняла видное место в хозяйственной жизни страны. — Из огородных растений в современной И. встречаются те же, что и в древней, а именно: огурцы (םיאושק), дыни (םיחיטנא), чеснок (םוש), лук (לצנ) и другие. — Основу сельского хозяйства в И. составляют полевые растения, и среди них главное место занимает пшеница (הטח). По-видимому, такова была роль этого растения и в древности (Второзак., 8, 8; I Цар., 5, 25). В настоящее время особенно много пшеницы доставляют окрестности Газы и Яффы. На втором месте стоит ячмень (הרעש), идущий на корм для скота; затем следуют: вика (תמסכ), бобы (לופ), чечевица (םישדע), просо (ןחוד), люпин и горох. Из развившихся в новейшее время культур следует упомянуть о маисе, дурро (сорго), кунжуте (сезам), сахарном тростнике и отчасти — хлопчатнике. В диком состоянии встречаются некоторые виды кустарниковых растений, из деревьев — одно только рициновое. К дикорастущим видам иудейской флоры относятся: кактус, горчица, мята, индиго и различные кормовые травы. — Животный мир И. весьма богат. К домашним животным относятся: бык (רפ, רוש), овца (שנכ), коза (זע). Из крупных домашних животных наиболее распространены: верблюд (למג), осел (רומח), лошадь (שכר, סוס) и мул (דרפ), служащие теперь в качестве вьючного и, главным образом, рабочего скота. Собака (נלכ) защищает пастуха и его стада от нападения хищных зверей (ср. Иов, 30, 1). — Из диких животных на первом месте стоят шакалы (םינת), бросающиеся на виноградники и огороды; затем идут: пантера (רמנ), встречающаяся иногда по берегам Мертвого моря, лисица (לעוש), газель (ינצ), горный козел (ליא) и другие. Совершенно исчезли упоминаемые в Библии лев (אינל, הירא) и медведь (נוד). Царства пресмыкающихся, рыб и пернатых представлены почти теми же видами, как и в Южной Европе и во всей Передней Азии. Изредка налетает из Аравии саранча, поедающая посевы и, в свою очередь, употребляемая в пищу бедуинами (ср. Лев., 11, 22).

Иудея.

Промышленность, торговля и пути сообщения. — Существующие в И. отрасли промышленности все более или менее связаны с земледелием. На первом месте стоит виноделие: в немецких и, главным образом, еврейских колониях существуют винные погреба, где вырабатываются различные сорта вин, предназначенных для вывоза за границу. Предметом вывоза служит и сухой виноград. Второе место занимает маслобойное производство — переработка олив и сезама, с которым непосредственно связано и мыловарение. Меньшее значение имеют мукомольное, ткацкое, кожевенное производства и выделка глиняной и стеклянной посуды. В отношении торговой деятельности И. стоит на весьма низком уровне. Бедность населения и отсутствие удобных путей сообщения служат этому причиной. Главные центры торговли — Яффа, Газа и Иерусалим. Вывозятся из страны сырые земледельческие продукты, а ввозятся мука, лесные материалы, мануфактура и металлические изделия. Пути и средства сообщения в И. весьма мало развиты, и в этом отношении мало что изменилось с самых древних времен. Как и тогда, для верховой езды служат лошадь, мул и осел, а на юге верблюд. Дороги все крайне запущены, шоссейных дорог имеется только три: от Яффы до Иерусалима (через Рамле), от Иерусалима до Хеброна и от Иерусалима до Айн-Керема. Железная дорога идет только от Яффы до Иерусалима (через Лидду и Биттир), протяжением в 87 км; построена она в 1893 году.

Население. — Основное население Иудеи составляют феллахи (арабы-земледельцы). Общее количество населения И. достигает 400000 человек, и почти 3/4 этого числа падает на феллахов. Кроме феллахов, на юге И. живут (в окрестностях Газы и в Неджебе) бедуины (кочующие арабы-скотоводы); они странствуют со своими стадами овец и табунами лошадей между Беер-Шебой и Аравийской пустыней. Городское население И. составляется из арабов, евреев и европейцев (греков, армян, немцев и др.), группирующихся вокруг священных христианск. мест (в Иерусалиме европейцев 17000 чел., в Яффе — 10000). Турок в И. весьма мало: из них вербуются, главным образом, гражданские и военные власти. Наиболее крупными пунктами в И. являются: Иерусалим — 90000 жит., Яффа — 50000, Газа — 40000, Хеброн — 20000 и Вифлеем (Бет-Лехем) — 16000 жит.

Административное подразделение. — Вся И. входит в состав иерусалимского мутесарифлика (арабское название Иерусалима — Эль-Кудс-эш-Шериф). Главным городом является Иерусалим: в нем имеет пребывание губернатор — мутесариф, в нем же сосредоточены и все высшие органы местного управления и суда. Иерусалимский мутесариф непосредственно подчинен Высокой Порте. Иерусалимский мутесарифлик подразделен на 6 каз (нечто вроде уездов) — Иерусалимскую, Гасскую, Яффскую, Хебронскую, Бир-Себийскую и Назаретскую. Во главе каждой казы стоит каймакам, а деревень и селений (нахие) — выборные лица из местного населения — "мудиры". Из органов местного самоуправления, развитию которых, по новой турецкой конституции, предоставляется широкий простор, регулярно функционируют и пока одни только городские управления (беладие).

Археология. — В И. за последние годы обществами "Palestine Exploration Fund" и "Deutscher Verein zur Erforschung Palästinas" и частными лицами было произведено много раскопок, давших важный материал для суждения о культуре древних обитателей. На первое место следует поставить раскопки в Телль-эль-Геси (на месте древнего города Лахиша), обнаружившие развалины древнеиудейского города, а затем в Телль-эль-Джезере (на месте древн. Гезера), где были найдены предметы домашнего обихода, каменные доски с надписями времен Маккавеев и другие важные памятники.

История. — О древнейшей истории Иудеи в существующих источниках имеются весьма скудные сведения. В качестве древнейших жителей И. Библия называет хоритов (на юге И., в Сеире), амалекитов, иебуситов и др. (Числ. 13, 29; Втор. 2, 12; Иош., 11, 21). Во время покорения Палестины израильтянами мы встречаем в И. аморитян (Втор., 1, 20), хананеян (Суд., 1, 9), хеттов и др. (Быт., 15, 20—21; Числа 13, 29). Согласно Библии, И. получила свое название от имени Иудина колена, которому эта область досталась по жребию во время раздела Палестины между коленами. Библия указывает довольно точно границы области, перешедшей к Иудину колену (Иош., 15, 1 и сл.). Так, на юге Иудея граничила со страной Эдом, причем пограничная линия начиналась у юго-западной оконечности Мертвого моря (חלמה םי), проходила по пустыне Негеб, вплоть до Египетского потока (םירצמ לחנ); на севере граница начиналась почти у самого устья Иордана, у города Бет-Хогла (ныне — деревня Айн-Хаджла), шла дальше на запад мимо Иерусалима и Бет-Шемеша (ныне Айн-Шемеш), Ябнеэля (впоследствии Ябне, или Ямния) и доходила до самого берега Средиземного моря. Западная же и восточная границы И. шли по берегам морей Средиземного и Мертвого. Нужно, однако, прибавить, что на западе границы Иудеи почти никогда не достигали самого моря. Береговую полосу занимали филистимляне, и лишь изредка удавалось оттеснить их и расширить границы еврейской И. до самого моря. Ко времени разделения Соломонова царства и образования особого Иудейского государства пределы И. значительно расширились. Северная граница И. подвинулась ближе к Самарийским горам, а западная захватила часть побережья Средиземного моря, приблизительно до нынешней Яффы. Весь дальнейший период истории страны наполнен войнами между иудейскими царями, с одной стороны, и Египтом и Ассирией, с другой. В зависимости от этих войн владения И. то расширялись, то сокращались, особенно же на юго-западе, где многие города то и дело переходили из рук евреев к египтянам и обратно. Нашествие вавилонян и разрушение Иудейского царства почти совершенно опустошили страну: только кое-где остались кучки евреев, да по окраинам расположились племена кочевников. Сравнительно пустынно выглядела страна и в первые годы возвращения евреев из вавилонского плена, и только к эпохе Хасмонеев И. совершенно оправилась от разорения. К этому времени границы И. — северная и южная — значительно передвинулись к северу. На самом юге эдомиты захватили большие пространства, и даже древний иудейский город Хеброн, вторично заселенный евреями при Нехемии (Нехем., 11, 25), ко времени Иуды Маккавея оказался в их руках (I Мак., 5, 62). По словам Флавия (Иуд. войн., III, 3, 5), И. в последний период второго храма простиралась от Ануат (по дороге из Иерусалима в Сихем) на севере до Иардаса на юге и от Иоппы (Яффа) на западе до Иордана на востоке. По Птолемею (V, 16, 9), к И. относились тогда некоторые области восточнее Иордана, однако это представляется весьма сомнительным. — Дальнейшая история И. тесно связана с историей всей Палестины. Переходя вместе с последней из рук в руки, она в середине 7-го века по Ρ. Хр. достается арабам, а в конце 11 века (в 1099 г.) крестоносцам, которые восстановили многие города, построили крепости и провели дороги. И. становится затем ареной кровопролитнейшей борьбы между крестоносцами и арабами; в 1187 году она вновь возвращается к последним. Во второй половине 13-го века власть над страной и над всей Передней Азией переходит к туркам-османам, и в их руках И. остается до настоящего времени. Только в 1799 году часть страны на короткое время попадает во власть Наполеона I.

Еврейское население. — После разрушения второго храма довольно значительное еврейское население продолжало оставаться в И., несмотря на необычайные притеснения римлян. Выдвигается, как духовный центр, городок Ябне, привлекая в свои академии многих еврейских ученых; но и позже еврейские поселения здесь продолжали существовать, правда, постепенно все более и более приходя в упадок. Борьба, которая возгорелась затем между арабами и греками, сопровождаясь опустошительными набегами на Палестину, окончательно разгромила страну и разорила еврейское население. К началу второго тысячелетия по Р. Хр. в И. еврейского населения уже не встречается. Только с половины 13-го века евреи опять в ней появляются. В 1266 году р. Моисей бен-Нахман (ן״נמר), чувствуя неодолимое влечение к Палестине, поселился в Иерусалиме и вместе с несколькими евреями положил основание общине, которая начала постепенно привлекать к себе выходцев из Сирии, Месопотамии и других стран диаспоры. Через 200 с лишком лет после этого, в конце 15-го века, произошло изгнание евреев из Испании; беглецы направились в Турцию, часть их осела и в Палестине, преимущественно в И., и образовала т. н. сефардское население. Еврейские общины неоднократно подвергались разграблению и полному разгрому, должны были платить большие подати различным наместникам, однако продолжали развиваться и увеличиваться. В конце 17-го века в Иерусалиме р. Иудой Хасидом (не следует смешивать с древним р. Иудой Хасидом) была основана 2-я — ашкеназская — община из европейских выходцев; через сто лет к ней присоединилась группа переселившихся в Палестину учеников р. Илии Виленского, еще через несколько десятков лет переселилась группа хасидов, и таким образом, выросла крупная община ашкеназов. В течение всего 19-го века в И. поселялись также выходцы из Марокко, Аравии, Персии, Бухары, Йемена и т. д., образуя в Иерусалиме и отчасти в Яффе и Хеброне общины магребских, арабских, персидских и бухарских евреев. — В 80 годах 19-го века, с возникновением палестинофильства, начался значительный приток евреев в И., возникают земледельческие колонии, и сильно возрастает еврейское население городов. В настоящее время общее еврейское население И. исчисляют в 75000 чел., из которых на Иерусалим приходится 60000 ч., на Яффу — 10000, на Хеброн — 1000, на Газу — 160, и более 3000 чел. — на земледельческие колонии. Городское еврейское население занимается преимущественно торговлей и мелким ремеслом, колонисты — хлебопашеством, виноградарством и разведением апельсинных, оливковых и миндальных деревьев. Земледельческих еврейских поселений в И. (обозначены на карте черными треугольниками) имеется 12: Ришон-Лецион (основ. в 1882 году), Вади-Ханин (1882), Рехобот (1890), Экрон (1884), Гедера (1885), Кастиния (1896), Артуф (1896), Моца (1894), Петах-Тиква (1882), Айн-Ганим (1908), Беер-Якоб (1908), и Микве-Израэль (1870).

— Ср.: Пархи, Kaftor u- Ferach, 1897—98; A. M. Лунц, Jerusalem, сборники; id., Luach Erez Israel, альманахи; Шварц, Tebuot ha-Arez, Benzinger, Hebräische Archäologie; P. Thomsen, Palästina u. seine Kultur im 5 Jahrtaus.; Max Löhr, Volksleben im Lande der Bibel; D. Trietsch, Palästina-Handbuch (1910); Bädeker, Palästina und Syrien (1910); И. Белкинд, "Современная Палестина".

Я. Клебанов.

Раздел1.




   





Rambler's Top100