Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Иштабах

(חנתשי) — славословие, которым заканчивается ряд Псалмов и гимнов при утреннем богослужении (תירחש); И., как заключительное славословие после чтения Псалмов, в известном смысле пополняет предшествовавшее им вступительное славословие (ךורנ רמאש), так что заключающиеся между ними Псалмы и другие библейские стихи сливаются в одно целое. В Талмуде И. не упоминается и, подобно вступительному славословию (Барух ше-Амар), принадлежит поталмудическому периоду; оно, вероятно, составлено в гаонейскую эпоху, а Александр Зюслин в "Agada" (177, к тр. Берахот) говорит, что И. принадлежит позднейшему времени. Последующие ритуальные кодексы (На-Manhig, Abudarham, Tur, Orach Chajim, תוכרנ תוכלה, гл. 51), правда, приводят из иерусалимского Талмуда постановление, где упоминается И.: "Грешно развлекаться посторонними разговорами между И. и רצוי", но эти строки следует считать апокрифическими, ибо они имеются не во всех изданиях (ср. новое Bikkure ha-Ittim, 136). В Зогаре ясно упоминается Иштабах (Терума, л. 132а; Ваякел, л. 202б); и уже Яков Эмден не считает это доказательством древности И. Плеонастическое приведение целого ряда выражений, означающих хвалу, славу и величие, не совсем согласуется с духом Талмуда, по которому следует держаться известной меры в прославлении Божества. В обычных молитвенниках имеется 15 различных выражений для обозначения славы и величия Божия, по Зогару же следует ограничиваться 13 выражениями соответственно 13 атрибутам Божиим (Зогар, Терума, 233). — Что же касается автора И., то, по мнению Абударгама, его акростих заключается в начальных словах לאה ונכלמ דעל ךמש, т. е. המלש имя автора; по-видимому, ради этого акростиха и вставлено слово ונכלמ, которое в сущности является лишним ввиду непосредственно за ним следующего ךלמה. С. Л. Раппопорт находит имя автора в славословии, составляющем заключение в И. и состоящем из нескольких членов, начальные буквы коих по сефардскому ритуалу представляют акростих םהרנא (תומשנה לכ ארונ, תואלפגה ןודא םימלועה יח לא ךלמ, הרמז ירישנ רחונה םישעמה לכ ןונר).

Ср.: Zunz, Ritus, 14; Hegion Leb, Edelmann, s. v.; Bär, Gebetbuch, s. v.; Monatsschrift, XXXVII, 262.

A. Драбкин.

Раздел9.




   





Rambler's Top100