Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Йеллинек, Георг

— известный немецкий юрист и профессор государственного права, сын Адольфа Й. (см.); род. в 1851 году в Лейпциге, изучал право в Вене (где слушал Иеринга), Лейпциге и Гейдельберге. До 1879 г. состоял на австрийской государственной службе и вышел в отставку с тем, чтобы посвятить себя научной деятельности. С 1879 до 1883 г. был приват-доцентом юридического факультета в Вене, в 1883 г. сделался экстраординарным профессором, в 1889 г. получил ординатуру по кафедре государственного права в Базеле, а с 1891 г. поныне (1910) занимает кафедру государственного права в Гейдельберге, где был и ректором. Юрист с серьезной философской эрудицией, Й. сделал очень много для развития методологии юридических наук и считается в науке публичного права одним из наиболее видных представителей цивилистической, или формально-логической, школы. Согласно Й., образцом для науки публичного права должно служить гражданское право; подобно последнему, публичное право должно выработать стройную и последовательную систему ясных и точных юридических понятий, освободившись от своего основного недостатка смешения юриспруденции с философией и политикой; предпосылкой плодотворной разработки публичного права является строгое отграничение догматического правоведения от других наук об обществе. В отличие от социологии, истории и политической экономии, юриспруденция изучает не объективные законы, управляющие общественными явлениями, не законы сосуществования или последовательности общественных феноменов во времени, а правовые нормы, условные правила, применимые в практической деятельности, причем, в отличие от этики, юриспруденцией нормы эти изучаются не под углом зрения должного или желательного, а с точки зрения сущего: юриспруденция изучает существующие правовые нормы, действительно регулирующие те или иные проявления общественной жизни. Вопросы об историческом происхождении и общественном значении юридических институтов, или, по терминологии Й., вопросы метаюридические, не входят в сферу исследования юриста-догматика. Но, полагает Й., чтобы не впасть в схоластицизм и не злоупотреблять понятиями, заимствованными из гражданского права, юрист должен пользоваться историей и политикой, как вспомогательными средствами для проверки и завершения своих формальных конструкций. Обращаясь к определению понятия "государство", Й. полагает, что публичное право не должно давать исчерпывающее определение этого понятия; юриста интересуют лишь те проявления жизни и деятельности государства, которые нормируются правом. С этой точки зрения государство представляет личность; для правоведа государство — это коллективная личность, обладающая самостоятельной волей, а следовательно, и правоспособностью. Это — не фикция, не мистическое олицетворение, но абстракция, выражение фактических отношений на языке права. Отличительными свойствами воли государства или государственной власти являются государство и коррелятивная к нему способность к самоограничению. Государственная власть господствует, т. е., по определению Й., издает безусловные веления, но и сама же ставит себе известные границы. Ставя сама себе ограничения, государственная власть формально всегда может отменить их, но, отменяя одни, неизбежно заменяет их новыми ограничениями и таким образом всегда является юридически ограниченной. Момент самоограничения, лежащий в основе всех государственных актов, особенно рельефно выступает в международных договорах и законах, определяющих государственный строй. Самоограничение государства в области права аналогично самоограничению человека в области этики, где человек свободным решением связывает свою волю в будущем. Идея о самоограничении государственной власти, как основе публичного права, составляет центральный пункт учения Й. Это учение встретило сильную оппозицию со стороны реалистической школы. — Главнейшие сочинения Йеллинека: Die Weltanschaungen Leibnitz' и Schopenhauer's, 1872; Die Beziehungen Groethe's zu Spinoza, 1878; Die Social-ethische Bedeutung von Recht, Unrecht und Strafe, 1878; Die rechtliche Natur der Staatenverträge, 1880; Die Lehre von den Staatenverbindungen, 1882. Некоторые труды Й. имеются и в русском переводе.

Г. К.

Раздел6.




   





Rambler's Top100