Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Каб аль-Ашраф

— мединский поэт (еврей) и неумолимый враг Магомета. Отец К. был арабом из семьи Набхан (ветви клана Таи), а мать — из евр. племени Бану аль-Надир (см.). Так как отец К. умер, когда К. был еще очень молод, последний с матерью вернулся к Бану аль-Надир и воспитывался там в еврействе. Предание сообщает, что одно время К. был мусульманином и при молитве обращался лицом в сторону Мекки. После победы Магомета над жителями Мекки (при Бедре) К., как говорят, воскликнул, что быть внутри земли лучше, чем на ее поверхности. Он же составил ряд стихотворений, описывающих поражение жителей Мекки и призывающих курейшитов к мщению; впрочем, авторство многих из этих произведений, приписываемых К., остается невыясненным. Вполне естественно, что мусульмане охотно приписали своему заклятому врагу много некрасивых поступков, подлинность которых поэтому сомнительна; так, напр., его обвиняли в незаконных сношениях со многими мусульманскими женщинами и пр.; ему же приписали покушение на жизнь пророка. Магомет, желая умалить популярность и влияние К. в Мекке, намекнул на него в Коране (сура, VII, 174—175) крайне пренебрежительно и сравнил его с псом. Однако К. мало пугали подобные выпады Магомета, и последний сказал однажды друзьям своим: "Кто бы из вас освободил меня от сына Ашрафа?" Тогда один из них, Магомет бен-Маслама, выразил готовность убить К., но предупредил, что ему придется прибегнуть для того к измене. На это последовало разрешение со стороны пророка. С двумя сообщниками Магомет бен-Маслама под каким-то предлогом пробрался в дом К. и убил его. Смерть К. послужила темою для нескольких стихотворений евр. поэта Саммака, изображающего К. человеком неподкупной верности и не способным на измену. Изгнание Бану аль-Надир воспоследовало уже после смерти К.

Ср.: Ibn-Hischam, Wakidi; Hirschfeld, New researches into the composition and exegesis of the Qoran. 116. [По Jew. Enc. VII, 400].

Раздел4.




   





Rambler's Top100