Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Кавказ

— История. История евреев на К. восходит к глубокой древности и теряется в тумане литературных и устных преданий. Зачаточное состояние армяно-грузинской историографии не позволяет пока разобраться в многочисленных преданиях о древнейших еврейских поселениях на К. Современные евреи К. сохранили весьма смутные воспоминания о своем происхождении. Но сравнительно недавно, как свидетельствуют путешественники 18 и первой половины 19 вв., среди евреев К. была еще жива легенда, что они потомки десяти колен Израилевых (см. соотв. статью), поселенных в Мидии ассирийскими царями (ср., напр., свидетельство путешественника Gärber'a, 1728 г. в "Sammlung russischer Geschichte", IV, 116, а также сообщения Reineggs'a в "Allg. hist.-topograph. Beschreibung d. Kaukasus", 1796, и Иуды Черного, в "תועסמהרפס", СПб., 1884). Эта традиция туземных евреев К. совпадает с агадическим преданием. На вопрос: "Куда были уведены десять колен?" Мар-Зутра отвечает: "В Африку"; р. Ханина — "В горы Слуг" (Санг., 94а). Под Африкой — здесь следует понимать К. (S. Cassel, Magyarische Alterthümer, 1848, 269; о противоположном мнении С. Краусса ср. ст. Африка), а под Слугом, быть может, следует понимать Cylici (А. Гаркави, םױאלסה תפשו םידוהיה, Вильна, 1867, 120, примеч. 48). Этому соответствует и следующее место в Талмуде: "(И переселил ассирийский царь израильтян в Ассирию) и поселил их в Халахе, Хаборе при реке Гозанской и в городах мидийских... — Города мидийские суть Хамадан (Гамадан; см.) и ближайшие местности (היתורנחו ןדמח); другие утверждают, что мидийские города суть Нагавенд и ближайшие местности; под словами же "ближайшие местности" (היתורנח), по мнению Мар-Самуила, надо понимать Карак, Моски, Хуски и Румки" (Кид., 72а). Моски здесь соответствуют кавказским мосхам у классических писателей, Muski в клинописных памятниках и нынешним Месхи (Гаркави, l. с., pp. 115—116; ср. Рапопорт, в Kerem Chemed, V, письмо, 17 и Cassel, l. с.). Параллельно этому преданию, относящему начало еврейского поселения на К. к эпохе разрушения Самарянского царства (696 г. до хр. эры), сохранилось другое предание, по которому начало еврейского поселения на Кавказе следует отнести к эпохе разрушения первого храма (586 г. до хр. эры). Согласно "Истории Грузии" царевича Вакуштия, после разрушения Навуходоносором Иерусалима часть изгнанников явилась в Грузию и просила наместника Мцхета дать им место для поселения; царь согласился и назначил им участок на реке Занав, который, ввиду уплачиваемой евреями дани, получил название Керк (дань). Этому соответствуют данные Мар-Аббас-Катина, автора предполагаемой истории Армении, отрывки которой приводятся у армянского историка Моисея Хоренского. По его словам, армянский царь Харачеай (Гайк II), современник Навуходоносора, выпросил у последнего одного из знатных евр. пленников по имени Шамбат (Смбат) и взял его в Армению. От Шамбата ведет свое происхождение знаменитый армянский род Багратуни (см.). Около половины 3 в. до христ. эры могущественный и мудрый муж из евреев Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царем Вагаршаком I "за прежнюю самоотверженную помощь, оказанную царю, за верность и мужество". Он дал его роду право быть наследственным тагадир'ом, т. е. возлагать короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Свое высокое влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как он отклонил предложение Вагаршака оставить евр. веру. Но это высокое положение рода Багратуни продолжалось недолго. Аршак (128—115 до христ. эры) потребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Двое из них мужественно приняли смерть за веру отцов, другие же сыновья согласились нарушить субботний отдых. Положение рода еще более ухудшилось при Тигране Великом (95 г. до христ. эры). Согласно Моисею Хоренскому, Тигран приказал всем нахарарам приносить в храмах жертвы, но члены рода Багратуни отказались от этого и потому были лишены начальства над войсками, причем одному из них, по имени Асуд, отрезали язык. Тем не менее, за ними было сохранено достоинство аспетов (начальников конницы), но и оно впоследствии было отнято. Непрерывные жестокие гонения привели к тому, что этот род оставил впоследствии еврейскую веру, а представители его присвоили себе варварские имена. Другой могущественный род евр. происхождения был, по словам М. Хоренского, род Аматуни (см.), переселившийся из восточных арийских стран в Армению в царствование Арташеса (85—127 по Р. Хр.). Эти данные М. Хоренского, епископа Себэоса и других армянских историков долгое время принимались за вполне достоверные. В новейшей школе армяно-грузинской историографии, главным образом, под влиянием известных трудов Каррьера, Гутшмидта и Гарагашяна, установилось отрицательное отношение к сочинению "отца армянской истории" Моисея Хоренского. Тем не менее, можно с большой вероятностью утверждать, что начало евр. поселения на К. относится к эпохе второго храма, приблизительно ко времени возникновения евр. диаспоры в Крыму. Согласно вышеупомянутой "Истории Грузии", после разрушения иерусалимского храма (70 л. по Р. Хр.) еврейские беглецы явились в Мцхет и поселились там вместе со своими единоверцами, пришедшими в прежние времена. Основываясь на вышеприведенном толковании יקירפא в древнераввинских источниках, можно вывести заключение, что в эпоху мессианского движения Бар-Кохбы евр. население было, по-видимому, значительно, и р. Акиба, предприняв свою агитационную поездку, посетил и К. (ср. Санг., 4б; Мен., 34б; ср. Грец, Gesch. d. Juden, III). В Талмуде также упоминается р. Яков из Армении (Иер. Гит., VI). Согласно толкованию И. Шварца (Tebuoth Haarez, 1865) — в Дербенте (תננרט, см. Дербент) существовала еврейск. община, и р. Симон Сафра, ארפס ןועמש ״ר, был там преподавателем. В "Истории Грузии" царевича Вакуштия сообщается, что св. Нина (314 по Р. Хр.) прибыла в Урбнис и вошла в город, населенный евреями, с которыми она могла беседовать благодаря своему знакомству с евр. языком. Во время своего пребывания в Мцхете св. Нина часто посещала евр. город и успела обратить в христианство евр. священника, по имени Авиатара, которому приписывается важная роль в крещении Грузии. В 360 г. после P. Xp., по сообщению Фауста Византийского, во время нашествия персов при Сапоре (Шабуре), они увели из Арташата, Круандашата, Зерагавана, Заришата и Вана 75000 евр. семейств, потомков тех евреев, которых привел пленниками из Палестины царь Тигран Аршакуна вместе с первосвященником Гирканом. Гонения в Месопотамии и Персии способствовали усилению притока евр. эмиграции в К. Летопись Дербенд-Намэ (изд. Казем-бека, 91, 93, 102) сохранила известие, что до прихода арабов большая часть населения Taбаристана исповедовала Моисееву религию. Согласно одной рукописной версии Дербенд-Намэ (сообщено И. Анисимовым; ср. Миллер, "Материалы", стр. IV), Абу-Муслим в 737 г. огнем и мечом водворил ислам среди евреев Дагестана. В 9 в. Муса аль-Зафрани, известный под именем Абу-Имран аль-Тифлиси (см.), по словам Каркасани (Киркисани; Китаб-аль-анвар, VIII, изд. Гаркави), жил в Тифлисе, где нашел последователей, которые существовали еще во времена Каркасани под названием "тифлисцев". Арабский историк Масуди (10 в.) сообщает, что в области Зергеран (ныне аул Кубэчи в Табасаранском округе) население состояло из христиан, мусульман и евреев. По словам Ибн-Хаукаля (10 в.), в городе Семендере (ныне — Тарки) жили евреи, имевшие свои синагоги. К тому же времени относится свидетельство Хасдаи ибн-Шапрута в письме к хазарскому царю Иосифу (около 960 г.): "Предки наши рассказывали нам, что место, где они (хазарские евреи) жили, прежде называлось "гора Сеир", но государь мой знает, что гора эта далека от его местожительства". Как указал А. Гаркави, здесь (под выражением "гора Сеир") "имеется в виду не Византия, известная в средневековой евр. литературе под именем Сеир и Эдом, но соседний с Хазарией Серир на Кавказе... К Сериру подходит название горы, ибо Масуди пишет также про него: "Он составляет ветвь К. ... он находится в горах" (А. Гаркави, "Сказания евр. писателей о хазарах", стр. 145—146); С. Л. Рапопорт, говоря о свидетельстве данита Эльдада (9 в.): "они живут за стеной, называемой Дагаб-Даки (Чистое золото), и воюют с семью царствами", также полагает, что здесь имеется в виду страна Серир или Серир ад-дзагаб (Золотой трон) (Рапопорт, l. с.; ср. Гаркави, l. с., стр. 23—24). Имея в виду частые походы хазар на Закавказье, власть их над Дагестаном и существование хазарских городов на востоке К., Гаркави (l. с.) и Миллер (l. с.) полагают, что принятие хаганом евр. веры произошло, главным образом, под влиянием подвластных ему К. евреев. С падением Хазарского царства и с распространением мусульманства на северо-восточном К. условия жизни стали для евреев крайне тягостными. Многие евр. селения перешли в ислам. От них ведут свое происхождение нынешние таты-мусульмане, которые по типу, внешности, языку и быту ничем не отличаются от горских евреев. Дошедшие до нас данные о жизни евреев на К. с этого времени до перехода К. к России носят весьма отрывочный характер. Вениамин Тудельский (12 в.) говорит, что юрисдикция эксиларха распространялась, между прочим, и на евреев "всей Армении и страны Кота, близ горы Арарат, в стране Алании". К тому же времени относится свидетельство Авраама ибн-Дауда, что евр. поселения простираются до К. (ישגרגה ץראו ןאגרג תארקנו). Петахья из Регенсбурга (12 в.) сообщает, что "в земле Араратской большие города, но евреев в них очень мало. Прежде, в старину, их там было много; но они истребляли друг друга, а потом рассеялись и разошлись по городам Вавилонии, Мидии, Персии и земли Куш". Вильгельм де Рубруквис (13 в.) сообщает, что "во всей стране (Восточный К.) много евреев". Насколько их жизнь была тяжела, можно заключить из того, что в постановлениях уцмия Рустем-хана (12 век) об ограждении евреев определено: "мусульманин, убивший еврея, должен наполнить серебром кожу с убитого и отдать это серебро уцмию" (Зап. Кав. отдела Имп. Геогр. Общ., VIII, 25—26). Грузинский царь Александр I в грамоте на имя бывшего католикоса и патриарха Диометия от 1328 г., перечисляя владения, пожалованные патриарху, говорит, что патриарху даруются в Ганухе двадцать семь евр. семейств. В последующее время евреи часто отдавались в дар их владельцами или женами последних монастырям, где на них возлагались наиболее тяжелые работы (ср. гуджар Ананурского Пресвятой Богородицы монастыря от 1693 года, "Регесты и надписи", II, № 1280). В 1646 году Дон-Хуан Менелес, политический авантюрист из Испании, предложил Турции в подданство Армению, населенную евреями. В 1690 г. Витсен, составивший описание Северной и Восточной Татарии, сообщает, что в селении Бойнаке (ныне — Буйнаке) и татарских (лезгинских) княжествах были тысячи евреев. В одном княжестве Остме (владении бывших харакайтакских уцмиев) их было 15 тысяч. По словам Витсена, евреи ведут свое происхождение из Вавилона и занимаются земледелием, между тем как лезгины преданы военному делу и занимаются грабежом. —В 17 и 18 вв. евр. население на К. значительно уменьшилось. Арчил, царь Имеретии, бывший в 1703 г. в Москве, описывая боярину князю Головину тогдашнее положение Грузии, говорит, что "весь народ исповедует веру христианскую, кроме малого числа евреев". Господствовавший произвол высших классов по отношению к народным массам отразился сильнее всего на евреях: они всюду подвергались притеснениям, вымогательствам со стороны местных владетелей и частью перешли в христианство. Но особенно тягостны были условия жизни евреев в мусульманских селениях. Их положение так изображено Гербером в 1728 г.: "Своим владельцам евреи платят, сверх обычной подати, еще специальную — харадж, или поголовную, и употребляются на всякие тяжкие и грязные работы, которые нельзя поручить мусульманину. Из имущества им оставляют лишь столько, сколько необходимо, чтобы не умереть с голоду. Если еврей едет куда-нибудь верхом и встретит кызылбаша или другого какого мусульманина, то должен свернуть с дороги в сторону и по требованию встречного слезть с лошади; если он этого не сделает, то мусульманину дозволяется избить его, как угодно, лишь бы он остался в живых, и избитый не имеет права жаловаться. Они говорят, что некогда были многочисленнее, но от многих притеснений, которые они терпели от туземцев, число их постоянно уменьшалось и не могло возрастать". По словам Гербера, евреи занимались земледелием и скотоводством, а в городе Шемахе — торговлей; евреи говорят на языке окружающих народов, раввины разумеют также по-еврейски. Евреи объявили Герберу, что они по большей части произошли из колена Иудова, а некоторые — из Вениаминова; их раввины ничего не знают, кроме того, что предки увезены были из Иерусалима мосульским, т. е. ниневийским, царем и разосланы по Мидии и по здешним странам; управляют ими в деревнях собственные их старшины. — В конце 18 в. и начале 19 в. с появлением русских войск на К. положение евреев еще более ухудшилось. Возродившийся патриотизм и фанатизм мусульман вызвали жестокое преследование евреев; от них требовали принятия ислама и активного участия в борьбе с русскими. Набеги и погромы на евр. поселения непрерывно устраивались Кази-Муллой и Шамилем. Несмотря на это, большинство евреев осталось преданным своей вере. Но многие аулы поголовно перешли в ислам. В некоторых местностях Дагестанской области, как, напр., Ахты, Ругжами, Аракан и др., потомки этих евреев до сих пор хранят, как святыни, евр. книги, перешедшие к ним от предков. С покорением Кавказа положение их мало изменилось к лучшему. Их беспрестанно переселяли из одного аула в другой. Они постоянно призывались к даровому исполнению разных казенных работ, построек и т. д. См. Аксай, Аматуни, Арарат, Армения, Багратуни, Дербент.

Источники u литература: Моисей Хоренский, "История Армении", перевод Н. О. Эмина, М., 1893; Langlois, Collection des Histoires, Faustus de Byzance, I, 274; Histoire de la Géorgie, пер. Brosset, 1849; A. Я. Гаркави, "Известия караима Абу-Юсуфа Якуба аль-Киркисани об евр. сектах", в "Зап. Вост. Отд. Археол. Общ.", VIII; id., "Сказания о хазарах", СПб., 1874; id., "Евр. Библиотека", VII; id., םױאלסה תפשו םידוהיה, Вильна, 1867; Maçoudi, Les prairies d'or, пер. Барбье де Мейнара, II, XVIII; Константин Багрянородный, "De administrando imperio", в Corp. Histor. Byzantinae ex rec. J. Bekkeri; Вениамин Тудельский, изд. Asher'a, 1840; изд. Адлера, в J. Q. R. за 1904—1906 гг.; русское изд. в "Три евр. путешественника XI и XII ст." П. Марголина, СПб., 1881; Петахья Регенсбургский, נונס םלועה, изд. Кармоли, Париж, 1831; Derbend Nameh, ed. Kazembek, p. 91, 93, 102; D'Ohsson, Les peuples du Caucase etc., Paris, 1828; Авраам бен-Дауд, הלנקה רפס, изд., Нейбауэра, в Med. Jew. Chron.; Вильгельм де Рубруквис, в Recueil de voyages et de mémoires publiés par la Société de Géographie, IV; русский перевод в "Собрании путешествий" Д. Языкова; "Акты, собранные Кавк. Археограф. Комиссией"; "Грузинские церковные гуджары" ("Матер. для V Археологич. съезда", 21); Переписка на иностран. яз. груз. царей с российскими государями, СПб., 1861; N. Witsen, Noord en Oost Tartaryen, 1725, II, 567; И. Г. Гербер, "Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря ... народах и землях" (Sammlung russischer Geschichte, IV, 146 и "Ежемесячные сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие", 1760, октябрь, глава "Жиды"); Reineggs, Allgemeine historisch-topographische Beschreibung des Kaukasus, 1796; A. Фиркович, ןורכז יננא, Вильна, 1872; Пуруеладзе, "Грузинские крестьянские грамоты", 1882; Цагарели, "Грамоты", СПб., 1891; "Регесты и надписи", I—II; Иуда Черный, "Краткие исторические сведения о горских евреях Терской области", в "Сборнике сведений о Терской области", I, Владикавказ, 1878; id., "Горские евреи" в "Сборнике сведений о Кавк. горцах", 1870 (III); id., תועםמה רפם, СПб., 1884; Д. А. Хвольсон, "Сборник евр. надписей", СПб., 1884; В. Миллер, "Материалы для изучения евр.-татского яз.", СПб., 1892, предисловие; I—XVI; id., Брокг.-Ефр., Энц. Словарь, XIа, 464—5, "Систематический указ.", s. v.; "Сборник материалов для описания местностей и племен К."; Услар, "Древнейшие известия о Кавказе", СПб., 1881; Eckert, Der Kaukasus u. seine Völker, 1887; Merzbacher, Aus den Hochregionen des Kaukasus, 1901; Russische Revue, XX—XXI; Jew. Enc. III, s. v.; A. Katz, Die Juden im Kaukasus, 1894.

Раздел5.

Внутренняя жизнь К. евреев. — Еврейское население на К. состоит из двух элементов: евреев туземных (грузинск. и горск.) и европейских (под которыми в обиходе, как и в официальных документах, подразумеваются евреи, выходцы из черты оседлости, а также из внутренних губерний Европейской России). Эти две группы враждуют между собою, причем замечается следующее различие между грузинскими и горскими евреями в их отношениях к европейским: в то время как первые совершенно игнорируют европейских евреев, горские евреи, признавая культурное превосходство "эшгенези" (европейских евреев) над ними, недовольны, однако, тем высокомерием, какое последние проявляют в сношениях с ними, до сих пор называя их "быками". Другой причиной неприязни горских евреев к "эшгенези" является их свободомыслие, которое шокирует набожных горцев-евреев. Эта неприязнь является и по сию пору главным тормозом для осуществления попытки Общества распространения просвещения между евреями в России насадить образование среди горцев-евреев. Родители из опасения, чтобы дети их не сделались вероотступниками, всячески избегают посылать детей в училища. В этом отношении благотворным оказался в последнее время опыт вышеупомянутого Общества, выразившийся в назначении на места учителей туземных евреев, получивших образование в России. На Кавказе отдельными обществами живут также казаки и в небольшом числе русские, которые принадлежат к иудействующим сектам (см.).

Язык и письменность К. евреев. — Язык грузинских евреев, как наиболее ассимилированных по внешнему быту и культуре с туземным населением, почти ничем не отличается от языка природных грузин. Что касается письменности, то грузинские евреи почти не проявили творчества в этой области. Литературных памятников прошлых столетий у них не сохранилось, за исключением раввинских решений. В начале второй половины 19 в. молодое поколение грузинских евреев жило идеалами тогдашних местных кружков о возрождении грузинского народа и его культуры. Крушение этих идеалов нисколько не повлияло на характер сношений между евреями и грузинами. — Язык и культура горских евреев (Даг-Чуфут), напротив, носят довольно своеобразный характер, хотя отражают на себе влияние мусульманской культуры. Язык горских евреев, или евр.-татский, по характеристике единственного исследователя его, Вс. Миллера, представляет иранское наречие, "произносимое семитическими голосовыми органами" и построенное отчасти в фонетическом, морфологическом и синтаксическом отношениях на турецкий лад. "Сличение звуков и форм его с татскими не оставляет сомнения в том, что язык горских евреев представляет лишь поднаречье татского наречия, которым говорит иранское население в Бакинском уезде, северной части Шемахинского, южной части Кубанского уезда и в некоторых селениях Северной Персии" (Миллер, l. с., XVII). Основной элемент евр.-татского языка — иранский как в фонетическом, так и в морфологическом отношении. Этот коренной фактор подвергся значительным изменениям под влиянием семитического и тюркского элементов. Семитическое влияние сказывается не только в наличности семитических слов, но часто проникает в чисто иранские слова. С другой стороны, тюркское влияние отразилось не только на звуках, но проникло и в словообразование и синтаксис. В вокализме евр.-татского языка имеется значительно большее число гласных, чем во многих других новоиранских языках. Консонантизм его, кроме иранских звуков, еще заключает семитические звуки, причем последние оказывают сильное влияние на явления вокализма, который подвергся, сверх того, закону соотношения гласных, свойственному некоторым тюркским языкам. Как справедливо указывает Вс. Миллер, такое своеобразное наречие могло выработаться лишь в стране, где рядом живут этнические элементы иранский, семитический и тюркский. Такой территорией мог быть лишь нынешний Адербейджан, бывший местом скрещивания вышеозначенных этнических элементов. Это указывает и на то, что приток евр. колонизации на К. при Сассанидах (5 в. по Р. Хр.) был настолько значителен, что вскоре получил преобладающее господство над туземными евреями. Пришельцы из Адербейджана, вероятно, принесли с собою этот диалект татского языка, который потом сделался господствующим. Письмена горских евреев представляют своего рода скоропись или курсив, который они называют письмом багдадским (Хат бакдоди). Начертания очень походят на раввинский шрифт. — Письменность горских евреев поражает своей скудостью; она состоит преимущественно из литургических и каббалистических произведений. Литургические образцы опубликованы у Иуды Черного (l. с.), а образцы сказочного творчества — Вс. Миллером (l. с.). Следует отметить, что в 1909 г. появились первые печатные произведения евр.-татской письменности: молитвенники и перевод брошюры Сапира о национальном фонде. — Образование среди горских евреев очень мало распространено. Число грамотных среди горцев-евреев незначительно. Училища делятся на два разряда — высших и низших. Заведуют ими раввины. Объем знаний последних весьма скуден. Лишь очень немногие из них, получившие талмудическое образование в иешиботах (в Литве), обладают солидными сведениями в области талмудической и раввинской письменности. Кроме обязанностей переписи народонаселения и выдачи метрических свидетельств, возложенных на них администрацией, раввины исполняют функции духовных судей и проповедников. Раввины исполняют также функции "шохетов" (резников) и преподавателей в училищах. Двое из них называются официально главными раввинами, причем в ведении одного находятся Северный Дагестан, Бакинская губерния и Закавказье, а в ведении другого — Южный Дагестан и Терская область. Как низшие, так и высшие училища помещаются обыкновенно при синагогах или в домах раввинов. Преподаванием в высших училищах занимаются те, которые получили талмудическое образование в России. Курс учения состоит из трех отделов: первый курс — Мугра, чтение и перевод Пятикнижия Моисеева; второй курс обнимает изучение "Бист-Чор" (пророки) и "Мишне", третий курс — изучение нескольких трактатов Талмуда и разных книг светского содержания. Желающие посвятить себя раввинской деятельности проходят еще четвертый курс: правила резки скота, הטיחש תוכלה, исследование животных תופרט и обряды богослужения. По окончании курса производится, в присутствии раввинов, приглашенных из других общин, экзамен, "досдур", после чего кандидаты получают дипломы на звание раввина. Ныне благодаря энергичной деятельности Общества распространения просвещения и местным сионистам существуют многие образцовые евр. учебные заведения (в Баку, Тифлисе и др.).

Религиозные поверья и обряды горских евреев. — Проживая в течение ряда столетий среди туземцев К., горские евреи переняли от них многие обряды и поверья. Горские евреи, особенно жители аулов, убеждены в существовании различных духов, пользующихся властью над человеком и природой. Эти духи, по их верованиям, бывают двух родов: видимые, являющиеся человеку в образе какого-либо животного, чтобы наказать или наградить его за добрые и злые поступки, и невидимые, карающие человека или благоволящие ему, оставаясь скрытыми от него. К видимым духам относятся: "Нум-Негир", "Ождегое-Мар", "Иле-Нови", "Шегаду", "Дедей-Ол" и т. д. Из невидимых особенно почитаются "Идор", "Земирей", "Гудур-Бой", "Кесен-Бой". — По своим свойствам духи делятся на добрых и злых, причем некоторые из них бывают попеременно и добрыми, и злыми, сообразно с поступками подвластных им людей. Нум-Негир (от Нум — имя и Не гюрде — не произносить) принадлежит к последним и считается покровителем путников и семейной жизни. Вместе с тем он является виновником всех семейных несчастий. Одно уже имя его наводит на родителей панический страх за жизнь новорожденных; все болезни последних объясняются тем, что "Нум-Негир" душит их за грехи родителей. Чтобы приобрести его расположение, нужно уважать ближних, любить детей их, как своих собственных, и оказывать гостеприимство путникам. В последнем случае дух является человеку в образе белой каменной куницы, которая с быстротой молнии проносится мимо него и мгновенно исчезает из виду, не дав ему опомниться. Тогда человек вполне может надеяться на счастливый исход своего предприятия и на благополучное возвращение из путешествия. Если же это животное пробежало между ногами человека, то никакие меры не в состоянии умилостивить грозный дух. Родители меняют место жительства, продают новорожденного тотчас после появления его на свет, но все это оказывается тщетным. — Иле-Нови (Илия пророк) является исключительно в ночь с субботы на воскресенье, почему эта ночь и носит имя "Шев Иле-Нови". Он показывается людям или в виде гостя, одетого бедно, или в образе белого духа с огромной бородой. В первом случае он приходит в качестве гостя и тот, кто удостоится принять его и накормить его хинкалом и вином, богатеет; не принявший его начинает постепенно беднеть, пока не впадает в полную нищету. В образе белого духа "Иле-Нови" является в лунную ночь с субботы на воскресенье, и тогда человек должен его приветствовать поклоном или словами "шолум-алихим" (привет вам), или же словом "бой" (богатый); в этом случае ему суждено стать богатым. Если же он скажет "вой" (горе), то ему суждено впасть в нищету. В связи с верой в "Иле-Нови" у горских евреев существует обычай, что в ночь "Иле-Нови" муж после 8 часов вечера отдает приказ жене варить "хинкаль" для столь желанного гостя, "вестника счастья и богатства". "Иле-Нови", по повериям горских евреев, в образе бедняка посещает также свадебные пиры, почему горец приглашает на свадьбу всех бедняков своего аула, причем их сажают на наиболее почетные места. — К добрым духам относится "Ождегое-Мар" (домовой). Домовой изображается в виде семиглавой змеи, обитающей или под полом и в фундаменте, или в потолке около верхней полки. Сама змея не покидает своего гнезда, но высылает детенышей, которые не причиняют хозяевам никакого вреда, лишь бы они не убивали их и не трогали. Обыкновенно на полку ставят чашку меда, чтобы расположить духа в пользу домашних. — К злым относятся "Сер-Ови" (водяной) и "Шегаду". Водяной изображается в виде воздушной девы, белой, как снег. Она сидит в лунную ночь над фонтаном и охраняет воды, чтобы люди не бросали в них нечистот. В темную ночь она преобразовывается и расстилается над водой в виде горного тумана. Она манит к себе молодых людей и топит их; стариков она не трогает. По народным поверьям, "Сер-Ови" боится булата и убегает при виде его, поэтому горцы носят на большом пальце булатные кольца. "Шегаду" — нечистый дух, принимающий всевозможные образы, чтобы свести человека с пути истины. В его ведении находится множество духов, которые, по его приказанию, вселяются в душу человека и управляют им всецело. В наказание за злые поступки "Шегаду" входит в душу человека, и тогда последний становится сумасшедшим, "шегадуни", т. е. водящимся с "Шегаду".

Особое место в системе религиозных верований горских евреев занимают "Гудур-Бой", "Кесен-Бой", "Идор" и "Земирей". "Гудур-Бой" и "Кесен-Бой" относятся к божественным духам осени и весны. В честь их перед наступлением весны и в ноябре устраиваются особые празднества, представляющие остатки язычества. "Идор" относится к невидимым духам и считается властителем растительного царства. В честь его устраивается особый праздник "Шев-Идор" (ночь Идора). Празднество состоит в следующем: каждая хозяйка собирает в продолжение года всевозможные плоды и ягоды. В ночь Идора во время вечерней трапезы хозяйка на подносе подает эти плоды и ягоды и приветствует присутствующих словами пожелания здоровья и всех благ, после чего младший член семьи встает и со словами благодарности принимает поднос и ставит его на стол. По народным поверьям, все деревья и травы устраивают большой праздник, на котором первое место занимают те деревья, плоды коих употребляются человеком в пищу; во время этого пира все деревья и травы, разделяясь на группы по виду и роду своему, пляшут и поют на разные голоса. В конце пира все они отправляются к Богу, который и произносит каждому из них свой приговор. Человек не видит всего этого торжества, но слышит особенный шум, всюду раздающийся в эту ночь под утро. — В родстве с "Идором" находится "Земирей". Во время засухи горские евреи поголовно собираются на кладбища, постятся целый день и молятся Богу о ниспослании дождя. Дети надевают наизнанку верхние платья и папахи, закрывают голову мешком и, взявшись за руки и кружась то направо, то налево, громко поют песню "Земирею". Песнь представляет собою молитву, в которой дети обращаются к "Земирею", чтобы он послал дождь целыми "батманами" (ведрами). По всей вероятности, этот обычай представляет остаток прежнего почитания бога "Земирея".

У горских евреев сохранились также своеобразные обычаи и обряды, сопровождающие семейные и религиозные празднества, похороны, поминки и т. д. Главные праздники — Пасха (Нисону) и Пурим (Гомуну). Из других праздников отметим Араво (в ночь на седьмой день праздника Кущей). В эту ночь девушки собираются и проводят время до утра в плясках, гаданиях и песнях. В это время, по их верованиям, решается судьба человека и определяется свыше, быть ли ему бедным или богатым, жить или умереть, и какою смертью. К полуночи воды рек на одно мгновение перестают течь и потом начинают шуметь и пениться. Все, что испрошено в это мгновение у Бога, осуществляется. — Следует отметить праздник весны у горских евреев в некоторых местностях. Перед наступлением весны девушки отправляются в лес, где они гадают, собирая различные цветы: подснежники, фиалки и другие и делая из них венки. Перед возвращением домой они собирают кучу хвороста и тащат ее в город, сопровождая все это песнями и плясками. Вечером хворост зажигается, и юноши прыгают через костер. — Из свадебных обрядов отметим совершаемый за два месяца до свадьбы обряд "Рах-буры" (пересечение пути), когда жених отдает отцу невесты последние выкупные деньги. С этого дня, по их поверию, жениху и невесте весьма опасно отправляться куда-нибудь в путь, особенно в темную ночь: за ними следят "шегаду" (злые духи) и, завидуя счастию людей, стараются разъединить их, увести их и сделать их сумасшедшими; поэтому родители не пускают их никуда без провожатых; с этого времени невеста не показывается никому до ночи, следующей после венца. — Обряд обрезания происходит обыкновенно в синагоге; раввин производит операцию, а в это время отец дает ребенку имя. Имена большей частью бывают библейские. Часто встречаются, особенно у женщин, также имена могучих животных и драгоценных металлов, напр. Аслан (лев), Коплон (тигр) и т. д.

Ср.: И. Черный, תועםמה רפס, СПб., 1884; И. Ш. Анисимов, "Кавказские евреи-горцы", в "Сборнике материалов по этнографии, издаваемом при Дашковском Этнографическом музее", III, M., 1888; Д. М. Дубелир, "Евреи на Кавказе", "Вестник русских евреев", 1871, 1—7; А. Комаров, "Народонаселение Дагестанской области Западно-Кавказского отдела Географического Общества", 1873; В. И. Немирович-Данченко, "Воинствующий Израиль", СПб., 1880; И. Сегал, "Кавказские евреи", Одесса, 1883; Вс. Миллер, "Материалы для изучения еврейско-татского языка", СПб., 1892; Вейденбаум, "Путеводитель по Кавказу", СПб., 1888, index, s. v. "Евреи"; Jew. Enc. III, s. v.

Домашний и общественный быт горских евреев. — Горские евреи живут небольшими обществами в аулах и городах Дагестанской, Терской, Кубанской областей и губерниях Бакинской и Елизаветпольской. Аулы их расположены рядом с аулами других племен или в некотором отдалении от них, а в некоторых местах они живут вместе с ними. Отношения между горскими евреями и горцами-мусульманами дружественные. Дружба и "побратимства" между теми и другими весьма часты; в подобных случаях каждый становится на всю жизнь "курдашем" другого. При этом они обмениваются оружием и дают друг другу "священный обет" не щадить и жизни для спасения друга. Горцы-мусульмане убеждены, что одно племя, родственное горским евреям и называемое ими "Бани Исраиль" (Бени-Исраиль), исповедует ислам еще со времен прихода "Аравитянина", почему они называют горцев-евреев "Кипты" (заблуждающимися). Чтобы обратить "заблуждающегося" на путь истины ислама, горец готов на всякие жертвы. Горский еврей, перешедший в ислам, принимает титул "шейха" и становится наиболее почетным лицом в обществе. Особенно дружественный характер носят отношения между горскими евреями и андийцами (Анди). Эти Анди, о еврейском происхождении которых существуют туземные легенды, представляют собою ветвь лезгинского племени и живут в числе ок. 3000 человек в Терской области и северной части Дагестана. — Главные занятия горских евреев: обработка земли, виноградарство, культура марены и овощей, выделка сафьяна, шелководство, приготовление молочных продуктов, мелочная торговля и кустарные промыслы. В Кюринском и Кайтако-Табасаранском округах Дагестанской области и в некоторых местностях Бакинской губ. горские евреи занимаются исключительно хлебопашеством. За хлебопашеством идет табаководство, отсюда — татарское "тамаху" (табак) для обозначения горских евреев. Затем следуют садоводство и кожевничество. Сады сосредоточены, главным образом, в аулах; наибольшее число их в Дербенте, Хасав-Юрте и Кубе. Табаководством занимаются преимущественно горские евреи Елизаветпольской губернии. Горские евреи издавна занимались разведением марены (особенно кубинские и дербентские), но после того как анилиновые краски убили мареноводство, они были вынуждены перейти к занятиям ремеслом и торговлей. — Жилища горцев-евреев представляют каменные постройки (сакли), а в городах — дома с азиатским убранством. Сакли состоят обыкновенно из двух или трех комнат; одна из них отводится для мужчин, другая для гостей (кунацкая), а третья для женщин и детей. Кунацкая комната даже у наиболее бедных горцев отличается лучшим убранством и украшена ценными предметами азиатского производства и оружием. Домашний быт горских евреев основан на обычаях, перешедших к ним от предков или усвоенных ими от других племен К. Гостеприимство считается священнейшей обязанностью. Каждый принимает гостя с искренним радушием и отвечает за него, в случае опасности, собственной головой, пока тот считается гостем. Нередко приглашают с сельской площади гостей, если те еще не имеют кунаков в ауле, и завидуют тому, кто имеет приезжего гостя. — Помогать ближнему в случае нужды считается обязательным. Молодежью обоего пола устраиваются разные кружки, "булки", ставящие своей целью помогать бедным и сиротам материально или доставлением работы и т. д. — Положение женщины мало чем отличается от положения ее на Востоке. Вообще обычай требует, чтобы девушки вели строго замкнутую жизнь; они нигде не показываются, кроме благотворительных собраний. Вследствие этого они отличаются теми же свойствами, что и другие женщины на Востоке — они робки, суеверны, невежественны. Хотя на холостого у горцев принято смотреть неодобрительно, как на человека, не достойного носить папаху и кинжал, тем не менее, старые холостяки среди горцев-евреев явление нередкое. Это объясняется укоренившимся обычаем, чтобы жених платил родителям невесты "калын" (калым). Горские евреи совершают помолвку своих детей часто в младенческом возрасте, что отражается весьма пагубно на семейной жизни последних. Переговоры о браке ведутся между отцами и родственниками и касаются преимущественно размера "калына". Женщины, даже матери, не могут вмешиваться в это дело. В большинстве случаев помолвленные не видят друг друга до свадьбы. Замужние женщины, согласно обычаю, должны скрывать себя от взоров посетителей и гостей и жить вместе с детьми в женской половине дома. Все трудные работы по хозяйству падают на женщину; она находится в рабском подчинении у мужа. Многоженство (по большей части двоеженство и троеженство) весьма распространено. Жены живут или вместе, в особых помещениях, или порознь, в отдельных саклях. Дети разных жен, находясь в постоянном страхе быть наказанными суровым отцом, живут и воспитываются вместе, причем девочкам не разрешается играть с мальчиками. Детям запрещается присутствовать на больших семейных торжествах. — Как у горцев-мусульман, у горских евреев сохранился обычай кровавой мести. По их убеждению, каждая капля крови должна быть отомщена, и душа покойника до тех пор не успокаивается и не восходит к престолу Всевышнего, пока она не отомщена. После убийства горца-еврея родные убийцы рассылают тайных гонцов по всем аулам, где живут их родственники, с просьбой быть осторожными. Те, вооружась, собираются на крепкой позиции и три дня ждут нападения неприятеля. Если по истечении трех дней родные убитого не сумели отомстить за его кровь, являются старшины аула или города мирить кровных врагов. Убийца уплачивает известную сумму (100—600 руб.) семейству убитого. По заключении договора родственники убийцы и убитого со старшинами и почетными лицами во главе собираются в доме покойного. Родственники убийцы бросаются на колени и просят прощения. Те их прощают, после чего мир уже не может быть нарушен под страхом жестокого наказания от общества, и родственники убитого и убийцы становятся с этих пор как бы кровными родственниками. Во время этих переговоров убийца содержится в тюрьме; по окончании переговоров высший народный суд (в главном городе области) извещается о результате переговоров. Тогда убийца выпускается из тюрьмы и отправляется в дальний аул на известное время, пока не успокоятся страсти. По прошествии года или двух лет убийца возвращается на родину, мирится с семьей убитого и с этого времени уже считается одним из ближайших членов этой семьи.

Судебная юрисдикция. — В судебном отношении горцы, живущие в аулах, подчиняются юрисдикции туземных судов. Суд производится по адату, причем сельские суды решают тяжбы, не превышающие ста рублей, а более крупные дела подлежат юрисдикции областного народного суда. Места судилища называются правлениями, а судьи — старшинами. Старшины избираются народом из туземцев-магометан и евреев по числу дымов и утверждаются правительством. Что касается горских евреев, приписанных к городским сословиям, то они подлежат юрисдикции только общих судов. Городские горские евреи, мстящие убийце, подвергаются суду за самоуправство. — Ср.: И. Черный, תועםמה רפס, I—II, СПб., 1884; И. Анисимов, "Кавказские евреи горцы", М., 1888.

И. Берлин.

Положение 1804 г. предоставило евреям право водворяться в Кавказской губернии и приобретать здесь земельную собственность. Однако евреи направились не сюда, а в Грузию, особливо в Тифлис: здесь появились евреи как из России, так и из-за границы, занимавшиеся преимущественно ремеслами — шапочным, портняжным, сапожным и др. По заявлению высшей кавказской администрации, они были желанны, так как среди туземцев ощущался сильный недостаток в ремесленниках, но в 1825 г. министр финансов Канкрин настоял на запрещении евреям проживать здесь (подробнее см. Астраханская губерния), и в 1827 г., по предписанию из Петербурга, евреи были отсюда высланы. Это повлекло за собою вздорожание цен на предметы ремесленного производства, а потому, когда в 1831 г. в губернии вновь появились евреи-ремесленники, местные власти оказали им покровительство. Испрашивая на это разрешение, главноуправляющий Грузией, Кавказской и Закавказской областями объяснил министру внутр. дел, что имеются "целые селения евреев, коренных жителей с давнего времени, пользующихся всеми правами наравне с прочими здешними жителями без всякого изъятия", но, несмотря на это обстоятельство, положение 1835 г. исключило К. из местностей, открытых для жительства евреев. Таким образом администрация увидела себя в необходимости выселить всех евреев. Чтобы отвратить подобную меру, главноуправляющий послал в Петербург статистические данные (ср. ниже) о евреях на Кавказе, число коих (за исключением не поддающихся учету евреев между покорившимися и непокорными горцами) превышало 12 тыс. душ. Когда же и эти цифры оказались малоубедительными, главноуправляющий категорически заявил, что высылка коренных евреев решительно невозможна — они имеют свои хозяйства, занимаются хлебопашеством и промышленностью, а часть состоит в крепостном владении; что касается евреев, прибывших из других губерний, то ввиду приносимой ими пользы им следует предоставить временное пребывание. Это ходатайство было удовлетворено, и законом 18 мая 1837 г. были оставлены на постоянное жительство те так назыв. горские евреи, которые "живут целыми селениями и упражняются в хлебопашестве". Им были предоставлены общие права, коими пользуется прочее еврейское население; однако позже они получили преимущества горцев, за исключением права на повсеместное жительство в Империи (евреи-горцы подсудны не общим судебным установлениям, а существующему для горского населения народному суду). Негорским евреям законом 1837 года было воспрещено водворение, за исключением ремесленников, коим было предоставлено временное проживание. В виде изъятия, по особому ходатайству наместника, в 1852 г. последовало разрешение 26 иногородним семействам приписаться к городск. обществам за Кавказом или к тамошним сельским еврейским обществам с правом проживания во всем крае, а в 1869 г. разрешение приписаться было дано 266 семействам (в 1892 г. Сенат признал за членами этих семейств право жить лишь в той местности, где они приписаны).

Статистика кавказских евреев.

— Из частных законодательных актов следует отметить: закон 12 апреля 1847 г. о нераспространении на Закавказский край положения о коробочном сборе; закон 17 ноября 1847 г., разрешивший евреям, живущим в Закавк. крае, участвовать в торгах и подрядах в крае на праве поселян, обеспечивающих подряды круговой порукой; 24 авг. 1850 г. было дозволено Закавк. приказу общественного призрения производить ссуды под залог евреев (и магометан), принадлежащих грузинским помещикам в качестве крепостных. — В 1860 г. на Закавк. край было распространено право на повсеместное жительство, предоставленное купцам первой гильдии, а также известной группе иностранных евреев. Позже К. стал открытым для других категорий евреев, пользующихся правом повсеместного жительства. Специальные ограничения существуют в Терской и Кубанской обл. (см. соответствующие статьи). — Ср.: Рукописные материалы из архива Наместника Его Величества на Кавказе; Леванда, "Хронол. сборник"; Мыш, "Руководство к русск. законод. о евреях".

Ю. Г.

Евреев — коренных и пришлых — на Кавказе, по переписи 1897 г., 56773 (31262 мужч. и 25511 женщин). Больше всего их в Бакинской губернии — 12753, затем в Дагестанской области — 10056, Тифлисской губ. — 9710, Кутаисской губ. (образованная в 1903 г. Батумская область входила в 1897 г. в состав Кутаисской губ.) — 8864, Терской обл. — 6576, Кубанской обл. — 2105, Елисаветпольской губ. — 2030, Ставропольской губ. — 1425 (в 1899 г. Ставропольская губерния изъята из управления К.), Карской обл. — 1204, Эриванской губ. — 1032, Черноморской обл. — 1028. Число евреев по отношению к общему населению К. (9248700) 0,6%. — Значительная часть горских евреев говорит на татском языке (см. выше) — 7030 чел., преимущественно в Кубинском и Бакинском уездах Бакинской губ., в Кюринском и Кайтако-Табасаранском округах Дагестанской обл., в Нухинском уезде Елисаветпольской губ., а также в г. Кубе (Бакин. губ.), где 2405 евреев говорят на этом языке. Грузинские евреи указали своим родным языком картвельский — 6034 ч., преимущественно в Горийском и Ахалцихском уездах Кутаисской губ. Небольшая группа из коренных — 631 чел., преимущественно в Кубе, говорит на татарском или турецком языках. Пришлое население указало своим языком, главным образом, разговорно-еврейский — 40498 чел., русский язык — 2892 чел. Грамотных по-русски насчитывается 5241 мужч. и 1991 женщ., т. е. около 13% всего евр. населения К. — Профессиональный состав еврейск. населения К. не поддается, по переписи, определению, так как она отметила занятия только в отношении говорящих на евр. языке (а не по вероисповеданию). Из числа этих последних — 40498 чел. — сельским хозяйством заняты были 2641 чел., т. е. 6,53%; в промышленности — 9216, т. е. 22,75%; торговлей — 16069, т. е. 39,68%; в армии — 4065, т. е. 10%. Из лиц, занятых сельским хозяйством, 1398 живут в Дагестанской области, где сельским хозяйством питаются 19% евр. населения.

Ср.: Всеобщая перепись 1897 г. (по 11 губ. и областям К.); Д. Бруцкус, "Статистика евр. населения и профессиональный состав евр. населения", изд. Евр. Кол. Общ., 1908—1909 г.

И. Ч.

Раздел8.



   





Rambler's Top100